Современное положение дел.
Ноябрь 2001 года ознаменовался началом производства автомобиля «Сенс», который был оснащенный двигателем с СРВТ, то есть системой распределенного впрыска топлива, объемом 1,3 л. и производился компанией МеМЗ.
В июне 2002 года началась крупноузловая сборка таких автомобилей как «Мерседес» Е и МL классов.
4 января 2003 года завод изменяет форму собственности, он становится Закрытым акционерным обществом с иностранной инвестицией под названием: «Запорожский автомобилестроительный завод». В январе того же года началась крупноузловая сборка таких автомобиле как «Опель»: «Астра G «, «Вектра», Корса», а в декабре началось полномасштабное производство автомобиля ВАЗ.
В 2004 году произошло полное обновление производственных средств завода и началось изготовление таких автомобилей как «Opel Astra G», «Ланос (Т-150)», ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099.
На ХРП «ИЗАА» в 2005 году были подготовлены мощности производства, необходимые для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA», а также в этом году был освоен пикап ЗАЗ-11055 на базе модели Таврия.
2006 год для ЗАО «ЗАЗ» ознаменовался подтверждением соответствия собственной системы управления качества международному стандарту ISO 9001:2000, его продукция соответствует всем требованиям европейских стандартов. В этом же году начался выпуск полуприцепов НХ2210, которые использовались для перевозки легковых автомобилей, а также на ХРП «ИЗАА» было освоено множество легковых автомобилей «Chery», китайского производства.
В 2007 году была запущенна программа локализации производства для автомобиля Daewoo Lanos, проводился рестайлинг базовой модели, названной «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Также был разработан и выпущен фургон на его базе.
«Таврия-Нова» была снята с конвейера в 2008 году. Тогда же происходила роботизация перегрузочных операций роботами фирмы АВВ, в прессовом цеху завода началась производиться штамповка крупных узлов таких автомобиля как «Daewoo Lanos» и «ZAZ-Sens» .
В 2009 году началось производство туристических автобусов ЗАЗ A10L, а также продолжилось изготовление моделей на базе Daewoo Lanos с использованием таких украинских комплектующих как ЗАЗ Sens, ЗАЗ Lanos Hatchback, «ZAZ Chance», и таких моделей таврического ряда как «Славута» и пикап.
В феврале 2011 года начался выпуск новой модели автомобиля ЗАЗ Forza.
ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» или ЗАО «ЗАЗ» это единственный завод в Украине, который обладает полным циклом изготовления легковых автомобилей. Данный цикл включает в себя такие процессы как оборудование кузова, сварка, окраска, штамповка, сборка автомобиля. Запорожский автомобилестроительный завод входит в группу компаний украинской автомобильной корпорации «УкрАВТО», которая является лидером автомобильного рынка Украины, крупнейшим производителем и дистрибьютором, поставщиком высококачественных услуг автосервиса.
голоса
Рейтинг статьи
Бензиновый отопитель
Печка у ЗАЗовских машин по-настоящему уникальна.
Как бы не ругали «Запорожец» за неказистый вид или работу отдельных агрегатов, но предоставлением комфорта водителя и пассажиров в вопросе регулирования температуры в салоне конструкторы не пренебрегли. Вот только далеко не всем известно, что печка в этих машинах во всех смыслах уникальная. Все дело в том, что бензиновый отопитель, который инженеры разместили в багажнике имеет одну конструктивную особенность: обогрев салона не требует запуска двигателя, что дает существенную экономию как непосредственно топлива, так и ресурса мотора.
Крепкий кузов
Даже старейшие Запорожцы ржавеют долго.
Сколько бы недостатков не находили в «Запорожцах» автомобилисты, одно безусловное достоинство, которым автомобили славились, никогда не опровергалось. Детища «ЗАЗ» всегда отличались крепким кузовом: их изготовляли из довольно толстого металла. Однако самым главным в данном случае был выбор материала, ведь для «Запорожца» выбирали сталь, которая не подвергалась глобальной коррозии. Следует уточнить, что после долгих лет эксплуатации ржавчина в определенных местах всё-таки появлялась, однако, как это бывало с другими машинами, кузов никогда не сгнивал до дыр.
Модификации для инвалидов
В СССР для инвалидов производилась мотоколяска СеАЗ и версии серийных автомобилей с ручным управлением. ЗАЗ выпускал следующие специализированные автомобили для инвалидов таких категорий:
- ЗАЗ-968Б (АБ) поставлялся для инвалидов без ног, но со здоровыми руками;
- ЗАЗ-968Б2 (АБ2) — для инвалидов без правой ноги, но со здоровыми руками;
- ЗАЗ-968АБ4 — без левой ноги, но со здоровыми руками;
- ЗАЗ-968Р — с одной рукой и ногой.
Внешних отличий от ЗАЗ-968А машины не имели (кроме лампы заднего хода). Все версии оснащались мотором с уменьшенным до 0,887 л рабочим объемом. Он развивал мощность в 27 л. с., которой вполне хватало для инвалидной версии. По аналогии с более мощным собратом двигатель прозвали «тридцатка». Машины версий «Б» и «Р» комплектовались автоматическим сцеплением с приводом от электромагнита.
Тормозная система
В стандартной комплектации автомобиль оснащен колесами R16, которые поддерживают рабочее давление 1,8 атм. Тормоза на всех колесах — барабанные с автоматической регулировкой расстояния. Двухконтурная, диагональная подача тормозной жидкости. Левое переднее колесо взаимодействует с правым задним колесом, а левое заднее колесо взаимодействует с правым передним колесом.
Ни для кого не секрет, что в СССР автомобиль был скорее роскошью, чем средством передвижения, так как купить его мог не каждый, даже если деньги были. Конечно в 70-ые годы пределом мечтаний для обычного Советского Человека была Волга, будет лишним говорить, что ее владельцем стать было невероятно сложно, если не сказать — почти не реально. Обычно помимо машин такси и Волг выделенных государственным службам, Волгу можно было получить за значительные заслуги перед великим государством, на крупный — миллионный город приходилось всего несколько таких счастливцев. Многим больше нравился появившаяся в те годы более скоростной автомобиль — ВАЗ 2101, несмотря на меньшую престижность чем у Волги, Жигули обладали переде ней некоторыми преимуществами. Но и Жигули и Москвич стоили значительных денег, а стране требовался более доступный и массовый автомобиль, при разработке которого можно было отложить на второй план комфорт и скорость, носделать машину более доступной. В 1961 году началась разработка «нового Запорожца», нового потому, что на тот момент уже выпускался знаменитый «Горбатый». На разработку новой модели ушло 6 лет, и в 1967 году ЗАЗ 966 пошел в серию. В 1969 году началось производство модернизированного Запорожца, модель 968, в первую очередь обновленный ЗАЗик отличался более мощным мотором, но более подробно о отличиях ЗАЗов — ниже в обзоре.В 1973 году произошла очередная модернизация 968-ого, в ходе нее машина получила приставку «А». В 1979 году появился последний автомобиль марки ЗАЗ с заднемоторной компоновкой, ЗАЗ 968М выпускался до 1994 года. В 70ые годы запорожец 9-ой серии стоил 3500рублей.
Экстерьер и кузов:
Толщина листовой стали из которой создавался кузов ЗАЗов девятой серии впечатляет — 1.5мм. ЗАЗ 966 легко узнать по знаменитым воздухозаборникам расположенных на боковинах, которые в народе получили прозвище — «уши», а также оригинальной — хромированной передней панели, которая установлена наместе традиционной решетки радиатора у обычных автомобилей
У модернизированной модели — 968 передняя панель была изменена — обратите внимание на фото, сверху фото ЗАЗ 966. Значительно больше внешних отличий между ЗАЗ 968 и ЗАЗ 969М
Буква «М» означает — модернизированный. Внешне ЗАЗ 968М отличается от своих предшественников новыми бамперами с пластиковыми, съемными боковинами, отсутствием «ушей» и наличием вместо них «жабр», у ЗАЗ 968 появилась собственная передняя панель, сигналы поворотов расположенные между передними фарами стали прямоугольными — у 968 и966 они были круглыми. В ходе модернизации Запорожца были изменены и задние фонари, у ЗАЗ 968 они круглые, а у ЗАЗ 968М — прямоугольные — взгляните фото. Все ЗАЗики обувались в покрышки шириной 155, диаметр дисков — 13 дюймов.
Инвалиды[править]
Отца-ветерана уговорить купить нам машину. Если не машину, то запорожец. |
Задорнов |
ЗАЗ 968М
В этом ряду особо почётное место занимает модификация 968МР для инвалидов с одной ногой и одной рукой. Уже во времена ГАЗ М-21 «Волга» существовала планетарная коробка передач, один чертёж которой вызывал нервные судороги у любого технаря. Но разработчики 968МР «пошли своим путем», и создали феерический агрегат, в котором четырехступенчатая механическая коробка управлялась специальной такой вилкой, куда предлагалось совать культю отсутствующей ноги, ручкой с кнопками на руле, за которую надо держаться единственной рукой, и еще одним вспомогательным рычагом для включения заднего хода. Сцепление там было не какое-нибудь, а автоматическое электромагнитное! Все типтроники нервно курят в углу — в жоперском сцеплении были не какие-нибудь фрикционы и диски, а электромагнитный клапан, управляющий гидроваккуумным усилителем, который приводил в действие обычное «сухое» сцепление (на случай отказа «автоматики» имелась укороченная педаль сцепления). В более ранней модели (968АР) вакуумного усилителя не было, а был мощный соленоид, при включении тока заклинивающий между собой половинки магнитопровода в сцеплении. Управлялось это все чудовищной схемой из релюшек и транзисторов, завязанной на генератор двигателя, обеспечивая хоть как-то плавный старт и усиление тока при росте оборотов. И это — в то время, когда вся Америка поголовно ездила на тачках с автоматическими коробками в стоке. Легендарный коробас Ford-O-Matic мог бы пережить 5-10 инвалидных запоров кряду, учитывая их едва ли большие пробеги. Попrавка: зато Европа парилась с такой же, но уже расово фошиссцкой, байдой под названием Saxomat — которая, собственно, и была невозбранно попизжена коллективом завода «Коммунар» чуть менее, чем полностью, я это гарантирую.
Новый двигатель и салон
ЗАЗ-968А получил модернизированный 40-сильный мелитопольский мотор МеМЗ-968Э. Основными новшествами стали система рециркуляции картерных газов, карбюратор К-127 и более производительный масляный фильтр. Из-за своей мощности мотор получил прозвище «сороковка». Новый силовой агрегат позволил улучшить технические характеристики ЗАЗ-968. Расход топлива при постоянной скорости 80 км/час не превышал 7,5 литра.
Изменений по салону было заметно больше. Автомобиль «Запорожец» получил полностью новую панель приборов из мягкого пластика и совершенно иную по дизайну комбинацию приборов. На крышке перчаточного ящика имелась табличка с надписью «968А». Рукоятки управления системой отопления и вентиляции получили измененные пиктограммы. Дверные карты — иной рисунок тиснения.
Кардинально изменилась форма передних сидений, конструкция которых была скопирована с ВАЗ-2101. Сиденья регулировались в двух направлениях, при этом спинка могла раскладываться для устройства спального места. В конструкции сидений был стопор, блокировавший откидывание спинки при закрытых дверях.
Для обогрева салона по-прежнему использовался автономный отопитель, работавший на бензине. Отопитель вызывал нарекания у всех владельцев автомобилей ЗАЗ с двигателем воздушного охлаждения.
Пункт приема
Мы добрались до места назначения без происшествий. Место назначения находилось за пределами города, что добавило приключений. Прибыв в точку X, мы сразу поняли, что что-то не совсем ясно. Во-первых, возле пункта сбора (прямо перед входом) стояли три ржавые иномарки (которые должны были быть утилизированы еще три года назад). Во-вторых, сам пункт сбора выглядел довольно странно: Большая вывеска, хотя и многообещающая, выглядела очень претенциозно на фоне обшарпанного дома с обвалившейся штукатуркой.
Оказавшись внутри, первое, что я заметил, это пронизывающий запах жженой резины. Продавец, который, очевидно, ожидал посетителей, попытался снять дискомфорт. Он приветливо улыбнулся и спросил о причине своего визита. Когда мой отец рассказал ему о своей новой работе, его улыбка заметно изменилась. Если бы чувства могли говорить, то слова звучали бы так: «Какого черта вы сюда приехали?
После напряженного разговора продавец решил взглянуть на будущую продукцию. Он подошел к погрузчику, заметил наш «Запорожец», бросил на нас саркастический взгляд и пробормотал, что такой хлам поступает каждую неделю и что они платят за него всего несколько центов. Мне было интересно, одинаково ли мы представляем себе копейки. «Тело, — пояснил продавец, — классифицируется как несортированный бытовой лом, цена — 2 рубля за килограмм.
Окончательная цена зависит от веса машины. Однако для того, чтобы взвесить автомобиль, его необходимо сначала «почистить» — снять стекла и шины. Ведь если мы из тех, кто хочет заработать больше, есть возможность отделить сталь от чугуна в корпусе и давать их отдельно. Однако сам пункт сбора не предлагает такой услуги и закрывается через несколько часов (мы приехали в полдень). Что ж, ничего не поделаешь, приходится поставлять как есть (особенно когда мы потом узнали, что себестоимость килограмма чугуна составляет 2,5 рубля, а стали — 3 рубля). Стоит отметить, что стоимость металлов на участках была гораздо выше, что значительно снизило мой энтузиазм.
Мой отец и мой друг начали снимать старые колеса (к этому времени их было уже три). Запорожец был решен в начале того года, когда мама захотела резиновых лебедей для огорода).
Резиновые лебеди из автомобильных шин
Когда я спросил, где я могу достать резину, мне не ответили (хотя запах в офисе свидетельствовал об обратном). Разгрузка машины оказалась не такой простой и заняла чуть больше часа. Все это время продавец делал короткие визиты, намекая, что скоро будет дома.
Нам пришлось выбить окна — в буквальном смысле. Надо отдать должное советскому автопрому — качество изготовленных и «прикрученных» стекол действительно высокое. Мы боролись с этой проблемой еще два часа, в течение которых наш продавец успел сходить на обед и позвонить «нужным» людям. Правильными людьми» были оценщики (не знаю, как их еще назвать). Их задача заключалась в том, чтобы уменьшить фактическую стоимость на несколько центов.
Когда почти все было готово, остался третий «нужный человек», которому я дал кодовое прозвище: «Юрист». Адвокат спросил, есть ли у меня документы на машину, а именно паспорт, справка из ГИБДД о регистрации автомобиля и копия техпаспорта.
Интересно, что когда я позвонил сегодня утром, они сказали, что примут машину даже без документов (к счастью, мой отец выбросил их несколько лет назад). Дело дошло до разборки. Адвокат настаивал, что они не примут «Запорожец», отец настаивал, что я могу поверить честным людям, друг отца тихонько ворчал, а продавец ворчал, что пора идти домой. Оценщики выиграли битву. Они предложили лучшее решение: забрать часть нашей прибыли себе. У адвоката и продавца не было разногласий.
До 130 километров в час
«Запорожец» — единственная
советская легковая машина, на которой двигатель установлен позади салона. «Преимущества
заднего двигателя — лучше сцепление с дорогой, а значит, и проходимость», —
говорит Павел Тагильцев.
«Попробуйте покрутить руль.
Преимущество заднего двигателя в том, что не нужен гидроусилитель руля, в
другую русскую машину сядете, например «семерку», и начинаете качать руки», —
добавляет Влад Паровенко.Как «Волга» ГАЗ-21 доехала до наших дней
По документам, ресурс
двигателя «Запорожца» — 60 тысяч километров, потом он начинает сыпаться. Павел
признается, что на своей машине сменил уже четвертый двигатель, но с опытом
начал понимать, как и что на нем нужно регулировать, поэтому и ресурс может
быть продлен.
Он рассказывает, что на
прошлом агрегате выжимал 130
километров в час, но его «надо доделывать, чтобы
комфортно было ехать», а сейчас ездит со скоростью в 90 километров в час.
«По документам у них — 110-120 километров в
час. Вот мы обсуждаем, в документах написаны разные лошадиные силы, хотя
заводской стандарт — 40 лошадиных сил», — замечает Влад.
«Кругом больные места,
двигатель перегрева боится, подвеска — километров 600 и ее надо подтягивать.
Печка — это просто одна головная боль», — перечисляет проблемы «Запорожцев»
Павел. Однако у капризной печки есть и достоинства.
«Она бензиновая, отдельно
работает, потому ее и все любят. Можно поставить машину, рыбачить, а печка
будет просто бензин сосать и давать тепло, не надо двигатель заводить, как на
японских машинах», — отмечает Паровенко.
По словам автолюбителей,
регулярные траты в обслуживании «жужиков» идут только на самое простое масло и
92-й бензин. «Знаю хозяина, который заливает отработанное масло с КамАЗа в свой
«Запорожец», и тот чувствует себя прекрасно», — рассказывает Влад.
Расход топлива зависит от
настройки карбюратора. У Павла летом — это около восьми литров, зимой — десять
литров.
«Стиль управления — надо
чуть больше газу давать, быть внимательным при боковом ветре, так как перед
легкий. При рулежке, где колея, сильно кидает, приходится ловить», — описал он
поведение машины на дороге.
Ходовая часть
Передняя подвеска автомобиля полностью независимая, рычажная с шаровыми опорами и стабилизатором поперечной устойчивости, который включается только в момент особо интенсивной раскачки. Стальные пружины, совмещенные с гидравлическими амортизаторами, принимают на себя все нагрузки при движении машины.
Задняя подвеска независимая, активная. Вращение от двигателя передается на колеса посредством редуктора, от которого отходят две полуоси с механизмами ШРУС на внешних концах. Конструкция задней подвески — рычажно-маятниковая, оснащенная балкой-балансиром. Усиленные спирали с амортизаторами играют роль гасителей колебаний.
Вся задняя часть машины достаточно тяжелая, в первую очередь за счет двигателя, коробки передач и редуктора. Благодаря заднемоторной компоновке ЗАЗ-968М обладает высокой проходимостью. Автомобиль легко преодолевает снежные заносы и размытые дороги при условии, что в багажнике нет груза, и передние колеса вращаются свободно.
«Чайка» ГАЗ-13 (1959-1981)
Представительский легковой автомобиль большого класса, созданный под явным влиянием новейших моделей американской фирмы Packard, которые в те годы как раз изучались в НАМИ (кабриолет Packard Caribbean и седан Packard Patrician, оба 1956 модельного года).
«Чайка» была создана с явной ориентацией на веяния американского стиля, как и вся продукция ГАЗа тех лет, но не был стопроцентной «стилистической копией» или модернизацией Пэккарда.
Автомобиль выпускался малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.
«Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного «пакета» привилегий.
И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения. Также, «Чайки» поступали в «Интурист», где, в свою очередь, их могли заказать все желающие для использования в качестве свадебных лимузинов.
Таинственный люк
Влад и Павел — сторонники
того, чтобы сохранять в машинах оригинальные детали. «Вот кто-то стекла
тонирует. Зачем это? Я понял, что все это колхоз, нужно быть максимально
аутентичным», — рассуждает Паровенко.
На «Запорожце» Павла только
зимой стоит современная шипованная резина, так как он пока не нашел советскую
«Снежинку», но летом меняет ее на родную. Редкие элементы — это декор: зеркала, ручки, шильдики — их
ищут на разборах, по знакомым и на форумах, а некоторые детали изготавливают на
Украине и в кооперативах в Санкт-Петербурге, например, в последнем Тагильцев покупал
ремкомплект для карбюратора.
Из интересных особенностей
марки поклонники обращают внимание на угловую, удобную форточку и расцветку
«Запорожцев» — все они очень яркие, черные выпускали только для экспорта. Есть у «Запорожцев» и своя
маленькая тайна — это небольшой лючок на дне салона
В одном из выпусков
автомобильного шоу Top Gear ведущий Джереми Кларксон так объяснил его
предназначение: когда машина останавливалась на замерзшем водоеме, через люк
можно было проделать лунку и, не выходя, наслаждаться зимней рыбалкой
Есть у «Запорожцев» и своя
маленькая тайна — это небольшой лючок на дне салона. В одном из выпусков
автомобильного шоу Top Gear ведущий Джереми Кларксон так объяснил его
предназначение: когда машина останавливалась на замерзшем водоеме, через люк
можно было проделать лунку и, не выходя, наслаждаться зимней рыбалкой.
Молодые люди замечают, что в
технической документации о нем ничего не сказано. Они предполагают, что он был
нужен для какой-то спецоперации при производстве — возможно, так красили
машины: их окунали в краску, а через отверстие уходили остатки.
В советские годы в
«Запорожце» привлекало то, что он стоил примерно 1,8 тысячи рублей — это в два
раза дешевле автомобилей ВАЗа и в три раза дешевле «Волги». По полушуточной
легенде, цена определялась стоимостью одной тысячи бутылок водки.
Сейчас, по словам Паровенко,
можно найти машину и за 7 тысяч рублей, обычно, если у продавца есть проблемы с
документами. Есть экземпляры по 15 или 40 тысяч. Но в последнее время цены стали
расти.
«Однажды я нашел очень
хороший законсервированный экземпляр за 390 тысяч, и я считаю, что он стоит
этих денег», — отмечает он.
Об еще одной легенде советского автопрома — «копейке» ЗДЕСЬ >>
Фото: предоставлено Владом Паровенко
Поклонники «жужиков»
Новосибирец Павел Тагильцев ежедневно
проезжает около 50
километров от дома до учебы на своем белом «Запорожце»,
которому уже 28 лет. Это ЗАЗ-968М — представитель самой массовой модели марки, которых
с конвейера сошло около 1 миллиона экземпляров.
«Любовь к марке возникла с
детства. Я вокруг него учился ходить. Дедушка с него начинал, потом отец
пересел, а потом уже сам», — вспоминает молодой человек. Эта машина — третья в
коллекции. Остальные стоят в гараже.
Другой поклонник
«Запорожцев» Влад Паровенко свой экземпляр лимонного цвета 1979 года выпуска
поставил в гараж на зимовку. Его он ласково называет «жужиком». Отношения с
маркой начались в 2010 году.
«Приобретал автомобиль,
чтобы научиться ездить, такой, чтобы было не жалко поцарапать, и прикипел к
нему. Потом покупал другие «жужики», ремонтировал, продавал, снова покупал, но
первый — самый лучший», — отмечает автолюбитель.
По его словам, сейчас люди в
основном берут «Запорожцы», чтобы их доламывать. Некоторые устраивают гонки —
дрифт по льду или «на выживание», когда машины бьются друг с другом.
Он считает, что в
Новосибирске достаточно много поклонников машины, но активно общаются между
собой всего пять-восемь человек. Активные сообщества есть в Приморье,
Санкт-Петербурге, на Украине и даже в Германии, где в клубе состоит 180 машин —
и все они в идеальном состоянии.
Картер двигателя Запорожца ЗАЗ-968М и его состав » Запорожец
Двигатель Запорожца ЗАЗ-968М оснащен картером туннельного типа. Для его изготовления используется сплав магния. Для двигателя, картер представляет собой основную деталь. Жесткость картера создается за счет сплошных боковых стенок и перегородок всех его частей.
Составные части моторного картера на Запорожец
1. Задняя стенка картера предусматривает расточку, куда устанавливается привод для прерывания, распределения зажигания и насоса для масла.
2. Слева у картера есть два специальных канала. По первому каналу выводится масло из насоса в центробежный очиститель. По второму каналу масло поступает в коленчатый вал к подшипникам.
3. Верхняя часть картера оснащена четырьмя отверстиями, которые парно располагаются под установленным углом. Сюда устанавливаются цилиндры и головки, укрепляющиеся шпильками, что вворачиваются в картер.
4. Двумя болтами, которые расположены вертикально, к картеру прикреплена средняя опора коленчатого вала. Она разъемная и состоит из двух частей.
5. Спереди и сзади закреплены неразъемные подшипники коленчатого вала. Задний подшипник зафиксирован стопором на стенке картера. Передний подшипник зафиксирован штифтом на передней опоре. Для изготовления этих коренных подшипников в процессе производства используется сплав алюминия.
6. Над расточками под коренные подшипники на стенке картера заготовлены опоры для распределительного вала.
7. Для изготовления цилиндров применяется чугун. Они взаимозаменяют друг друга. Диаметр каждого 76+002-0,01мм.
Цилиндры
Цилиндры различают тремя группами, что обеспечивает монтажный зазор между ними и поршнями. Если диаметр цилиндров увеличивается больше, чем 0,07 мм, тогда их обрабатывают под ремонтный размер поршней. Как правило, запасными частями являются детали ремонтного размера до 0,20 мм.
Цилиндры на двигатель устанавливаются таким образом, чтобы длинные и плоские ребра первого и третьего были повернуты к крышке распределительных шестерен. А ребра второго и четвертого цилиндра разворачивались к маховику. Поршни луженые, оснащены плоским днищем и состоят из жаропрочного сплава алюминия. Головка поршня проточена тремя каналами для поршневых колец. Верхние два под компрессионные кольца, нижний канал для стального маслосъемного кольца. Здесь все необходимо установить точно, чтобы потом не было проблем с эксплуатацией автомобиля. Поэтому если вы слабо разбираетесь в двигателе авто, то лучше доверьте эту работу профессионалам.
Поршневая система
Поршневая юбка напоминает эллипсный конус. Его основание располагается у самого нижнего края юбки. Самая большая ось эллипса расположена в плоскости, которая перпендикулярна оси пальца поршня. Это стальные полированные и заклеенные изделия, диаметром 22 мм и длиной 65,6 мм. Для их фиксации используются пружинные стопорные кольца.
На каждом поршне есть три кольца, которые так и называются поршневые. И два компрессионных кольца, для изготовления которых используется чугун.
Маслосъемное кольцо состоит из четырех основных элементов. Это два стальных диска, осевой и радиальный расширитель.
Шатуны
Шатунами являются детали из стального материала, кованные, имеющие двутавровое сечение. В верхней головке шатуна впрессована втулка из бронзы. Его нижняя головка разъемная с тонкими вкладышами, которые могут заменять друг друга.
Номер детали наносится на стержень шатуна и в процессе установки этим номером шатун поворачивают к вентилятору. Как правило, весовая разница шатунов, которые устанавливаются на двигатель, не превышает 12 г. Гайки на шатунных болтах закручиваются моментом 5,0-5,6 кгс-м и стопорятся. Для стопорения используются стопорные поворотные шайбы.
Общее устройство двигателя автомобиля ЗАЗ-968М
Привод распределительного и балансирного валов осуществляется от коленчатого вала косозубыми зубчатыми колесами 45 и 47.
Поперечный и продольный разрезы двигателя дают представление о его устройстве и приводе агрегатов двигателя.
18. Храповик.
19. Маслоотражатель.
20. Манжета коленчатого вала.
21. Крышка центробежного маслоочистителя.
22. Колесо балансирного вала.
23. Подшипник балансирного вала.
24. Упорная шайба.
25. Втулка балансирного вала.
26. Колесо привода распределительного вала.
27. Фланец упорный.
28. Генератор.
29. Кожух верхний.
30. Впускная труба.
31. Прокладка карбюратора.
32. Проставка карбюратора.
33. Карбюратор.
34. Распределитель зажигания.
35. Масляный радиатор
36. Картер двигателя.
37. Маховик.
38. Масляный насос.
39. Маслоприемник.
40. Средняя опора.
41. Вкладыш среднего подшипника.
42. Передняя опора.
43. Подшипник передней опоры.
44. Прокладка крышки распределительных шестерен.
45. Зубчатое колесо привода распредвала.
46. Вал балансирного механизма.
47. Колесо зубчатое привода балансирного вала.
48. Крышка распределительных шестерен
49. Корпус центробежного маслоочистителя.
50. Прокладка крышки центробежного маслоочистнтеля.
51. Маслоотражатель.
52. Болт крепления корпуса центробежного маслоочистителя.
На верхней части крышки распределительных зубчатых колес установлен направляющий аппарат 12 вентилятора с рабочим колесом, а также генератором в сборе. Привод вентилятора осуществляется клиновидным ремнем 13 от крышки 21 центробежного маслоочистителя, смонтированной на переднем конце коленвала.
Передняя часть двигателя закрыта крышкой 48 распределительных зубчатых колес, которая крепится к картеру болтами. С правой стороны крышки установлен топливный насос 15 с приводом.
Привод топливного насоса осуществляется штангой от кулачка — гайки распределительного вала.
Привод прерывателя-распределителя и масляного насоса осуществляется от зубчатого колеса, выполненного на распределительном валу. Привод скомпонован отдельным узлом и устанавливается в вертикальную расточку картера двигателя.
Прерыватель-распределитель 34 установлен на корпусе привода и крепится к нему пластиной.
Масляный насос 38 крепится к нижней части картера болтами.
Такая компоновка обеспечивает прочность, жесткость, компактность и надежность конструкции, позволяет уменьшить массу двигателя.
1983 ЗАЗ 968М — с пробегом 5600км (почти новый)
ЗАЗ-968 «Запорожец» («ушастый», «чебурашка» (ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А), «мыльница») — советский автомобиль I группы малого класса, выпускавшийсяЗапорожским автомобильным заводом. Производился с 1972 по 1994 годы.
С 1973 по 1979 год выпускалась модернизированная модель ЗАЗ-968А, а в 1979 году в серию пошёл ЗАЗ-968М с обновлённым внешним оформлением. Экспортировался под брендом «Yalta».
Характерные особенности модели: заднемоторная компоновка, V-образный двигатель воздушного охлаждения, автономный отопитель.
ОТЛИЧИЯ ЗАЗ-968М ОТ ЗАЗ-968А
- Задние фонари (у 968А круглые, у 968М — усовершенствованные, прямоугольные).
- Модернизированная панель приборов (как ранее на ЗАЗ-968АЭ).
- Панель передка поменяла форму, стала выпуклой (за счёт этого дополнительно увеличен объём багажника), на ней появились прямоугольные — вместо круглых — указатели поворотов, окантовка фар — из чёрной резины, орнамент спереди заменён на чёрную полосу с надписью «968М». Бамперы обрели съёмные боковые части из пластика и срединную резиновую полосу. Таким образом, у ЗАЗ-968М намного меньше хромированных деталей.
- Запасное колесо перенесено из багажника под капот, справа от двигателя.
- На ЗАЗ-968М устанавливались три двигателя МеМЗ-968Э, МеМЗ-968ГЭ и МеМЗ-968БЭ. Для всех трех двигателей базовой моделью является двигатель МеМЗ-968Э (41 л. с.). Двигатель МеМЗ — 968ГЭ (45 л. с.) отличается от базового двигателя установкой новой конструкции двухкамерного карбюратора типа ДААЗ 2101-20, а также новым выпускным патрубком. Двигатель МеМЗ-968БЭ (50 л. с.) отличается теми же элементами, что и двигатель 45 л. с. и дополнительной конструкцией новых головок цилиндров с уменьшенным объемом камер сгорания. Модификация 968МР оснащалась вакуумным полуавтоматом управления сцепления.
- Изменена схема охлаждения двигателя. Воздух для охлаждения стал поступать через штампованную решётку в крышке капота. Вместо боковых воздухозаборников («ушей») в задних крыльях остались небольшие решёточки для вентиляции моторного отсека.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ЗАЗ-968 И ЗАЗ-968А
- ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968АБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги, но здоровые руки;
- ЗАЗ-968Б2 и ЗАЗ-968АБ2 — для инвалидов, у которых повреждена правая нога, но здоровые руки.
- ЗАЗ-968АБ4 — для инвалидов, у которых повреждена левая нога, но здоровые руки;
- ЗАЗ-968Р — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу;
- ЗАЗ-968АП — пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта.
ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Р имеют автоматическое электромагнитное сцепление. ЗАЗ-968Р, ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Б2 имеют двигатель 887 куб. см./27 л. с. и по примерному числу лошадиных сил получили народное название «тридцатка», в отличие от «сороковок», к которым относили модификации с мощностью двигателя 40 л. с.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ЗАЗ-968М
- ЗАЗ-968МР — для людей с одной повреждённой рукой и одной ногой;
- ЗАЗ-968МП — пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта;
- 3A3-968МБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;
- ЗАЗ-968МД — для инвалидов, у которых повреждена одна нога
- ЗАЗ-968МГ — для инвалидов, у которых повреждена одна нога — единственная модификация ЗАЗ-968М с двигателем мощностью 27 л. с., других указанных производителем отличий от ЗАЗ-968МД нет.
ЗАЗ 968М 1983 года с пробегом 5600км (почти новый), машина полностью в оригинале и на уверенном ходу, двигатель работает идеально, тихо, очень резвый, разгон как на жигулях!Машина не битая, не крашеная, заводская краска, есть мелкие недостатки (царапины).Ржавчины нет совсем, днище, детали подвески-всё в родной краске, как у новой машины.Документы старого образца, (техпаспорт), продаю без оформления (но ездить можно).Состояние реально сел-поехал!
Цена: $700
auto.ru
Мой мир
ВАЗ-2108 («Зубило»)
«Восьмёрка» была первым переднеприводным советским автомобилем. Для отечественного автомобилестроения это была революционная модель. До этого все модели «Жигулей» были исключительно заднеприводными. Некоторые узлы и агрегаты ВАЗ-2108 разрабатывались совместно с западными компаниями Porsche и UTS. Сумма контракта между Минавтопромом и компанией Porsche неизвестна. Однако поговаривают, что заточка «зубила» позволила компании построить полноразмерную аэродинамическую трубу взамен убогой климатической камеры. За свою непривычную форму «восьмёрку» в народе сразу же окрестили «зубилом», однако, несмотря на прозвище, машина «прижилась».