Основные опоры шасси и Колёсные тормоза
Основные опоры шасси представляют собой тележку, на которую навешиваются колеса, оснащённые тормозами.
Тормоза на самолёте похожи на автомобильные, только существенно мощнее, что не удивительно, т.к. им приходится тормозить машину массой 30-600 тонн со скоростей порядка 250 км/ч до нуля на ограниченной по длине взлётно-посадочной полосе (ВПП).
Самолётные тормоза состоят из «бутерброда» тормозных дисков и колодок.
Колёсные тормоза могут быть задействованы двумя разными способами: «вручную» и автоматически.
«Вручную» пилот тормозит педалями. Может возникнуть вопрос, как пилот умудряется педалями и носовой стойкой управлять и тормозить? Дело в том, что педали самолёта устроены совсем не так, как в автомобиле. Управление по направлению выполняется перемещением педалей вперёд-назад. При этом две педали двигаются синхронно: левая вперёд-правая назад и наоборот. Управление тормозами осуществляется нажатием на педаль. Каждую педаль можно нажимать отдельно, так называемое дифференциальное торможение — это ещё один из способов управления направлением движения по земле. Если левым тормозом пользоваться интенсивнее, чем правым, то и самолёт будет разворачивать влево и наоборот.
Автоматический режим торможения включается сам при наступлении определенного события. Таких событий может быть два:
- Во время посадки: Одновременное касание полосы (срабатывание датчиков обжатия шасси) и нахождение ручек управления двигателями в положении «малый газ»,
- Во время взлёта: Перевод ручек управления двигателем из положения «взлётный режим» в положение «малый газ». Этот режим торможения называется «прерванный взлёт» (Rejected Takeoff, RTO)
Активировать/деактивировать режим автоторможения в самолётах Airbus и SSJ-100 лётчик может с помощью одной из четырёх кнопок под ручкой уборки-выпуска шасси (В Boeing для этого используется переключатель). Три кнопки (LOW, MED, MAX) соответствуют различным интенсивностям торможения при посадке, а четвертая (RTO) активирует режим прерванного взлёта.
С автоторможением при посадке всё очевидно. Давайте рассмотрим режим прерванного взлёта.
Прерванный взлёт — это режим, когда экипаж решает прекратить взлёт по причине существенного отказа. Прервать взлёт можно только до достижения «скорости принятия решения». Скорость принятия решения зависит от длины и состояния поверхности ВПП и рассчитывается исходя из возможности затормозить, не выкатившись за пределы ВПП. Если в процессе набора скорости неисправность происходит после достижения скорости принятия решения, экипаж продолжит взлёт, что бы не случилось. Если до — будет тормозить.
Перед каждым взлётом экипаж обязан активировать автоторможение. Скорость начала и интенсивность торможения при прерванном взлёте напрямую влияет на то, выкатится ли самолёт за пределы полосы или нет. Активированное автоторможение гарантирует, что торможение начнётся немедленно после вывода двигателей из взлётного режима.
Если прерывать взлёт приходится при максимальной взлётной массе и на предельной скорости, то несмотря на то, что кроме колёсных тормозов экипаж задействует реверс и воздушные тормоза, энергия, которую должны поглотить тормоза, разогревает их так, что они начинают светиться не хуже лампочки. После полной остановки самолёта работа тормозов не заканчивается. Они должны выдержать ещё не менее 90 секунд, прежде чем подожгут стойки шасси. По нормативам, что за 90 секунд к самолёту подоспеет пожарная команда, которая всегда дежурит в аэропортах (и успевает!).
Спасибо комментариям — напомнили об одной очень важной функции тормозов авиалайнера: антиблокировочной системе (АБС). Основное отличие АБС самолёта от таковой автомобиля заключается в последствиях блокировки колёс: если у автомобиля блокировка приводит к снижению управляемости и увеличению тормозного пути, то заблокированные колёса самолёта при посадке просто взрываются от трения об асфальт. А без покрышек основных стоек торможение не будет ни эффективным ни безопасным
Так что АБС на самолёте неотключаемая и довольно критическая функция
А без покрышек основных стоек торможение не будет ни эффективным ни безопасным. Так что АБС на самолёте неотключаемая и довольно критическая функция.
Основные модификации КАМАЗ-4310
КАМАЗ-4310, который изначально создавался как военный внедорожный грузовик, со временем стал выпускаться в нескольких вариантах:
- КАМАЗ-4310. Базовая модификация, которая предназначалась исключительно для армейских нужд. Отличается укороченной платформой с тентом. Имеет откидные скамейки для перевозки 30 человек и откидной задний борт. Выпускалась данная модификация с 1983 по 1990 годы;
- КАМАЗ-43101 опытный. Опытная модификация. Имела Платформу от КАМАЗ-5320. У данной модификации откидывались три борта;
- КАМАЗ-43101. Так как опытная модель оказалась удачной, на её основе было решено выпускать серийную модификацию. Имела увеличенную грузоподъёмность и более мощный двигатель. Выпускалась с 1989 по 2000 год;
- КАМАЗ-431010. Специальная спортивная версия, подготовленная для участия в ралли Париж-Даккар. В 1992 году данная модель участвовала в марафоне Париж-Москва-Пекин;
- КАМАЗ-43102 опытный. Тот же КАМАЗ-43101, только его кабина была оборудована спальным местом;
- КАМАЗ-43103 опытный. Ещё одна модификация КАМАЗ-43101 со спальным местом;
- КАМАЗ-43105. Специальная версия, созданная для гражданского использования. Не имела лебёдки и системы регулировки давления в шинах;
- КАМАЗ-43106. Такая же модификация, как и предыдущая, только с более мощным двигателем. Выпускался по 2000 год;
- КАМАЗ-43114. Специальная версия для российской армии. Имеет двигатель мощностью 260 л.с. Выпускается с 1996 года;
- КАМАЗ-43115. Гражданская версия модернизированного для армии грузовика. Выпускается заводом с 1998 года;
- КАМАЗ-43118. Ещё одна гражданская модификация, выпускаемая с 1996 года. Отличается увеличенной грузовой платформой;
- КАМАЗ-4410. Специально сконструированный тягач на базе модели 4310. Может буксировать полуприцепы общей массой до 15 тонн.
Грузовые автомобили КАМАЗ-4320 до сих пор часто встречаются на дорогах России и СНГ. Несмотря на то, что во времена Советского Союза данные автомобили считались лучшими в своём классе, сейчас они безнадёжно устарели. Несмотря на это, в российской армии их всё ещё достаточно. Более того, их не спешат продавать. Если ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 с консервации продаются достаточно часто, то КАМАЗ-4310 встречается в продаже значительно реже.
Для армии автомобиль немного изменили. В транспортном средстве укоротили базу до 6 395 мм. Грузоподъёмность авто уменьшили до 3 тонн. Грузовой автомобиль КамАЗ 4350 оснащается дизельным 12-литровым силовым агрегатом с турбонаддувом. Мотор генерирует 360 лошадиных сил. Двигатель потребляет около двадцать литров горючего. Для запаса топлива инженеры установили бак на 375 литров.
Авто комплектуется шестнадцатиступенчатой трансмиссией, на которой передачи переключаются механически. Грузовик способен разогнаться до 95 км/час.
Основная задача транспортного средства заключается в перевозке грузов и людей по дорогам с нормальным покрытием и труднодоступным районам.
Такие грузовые авто можно часто встретить на улицах российских городов. Обычно такие машины покрашены в темно зелёную расцветку. Эта модель явно выделяется из потока транспортных средств.
Главный плюс полноприводного КамАЗа – проходимость. Грузовик способен проехать там, где иной застрянет по зеркала. При этом машина может транспортировать за собой артиллерию. Несмотря на размеры, этот автомобиль удивляет прохождением косогоров. Также в машине реализован минимум электроники. Ломаться тут, по сути, нечему. А отремонтировать машину можно и в полевых условиях. Даже с пробитым колесом это авто продолжает свой путь.
-
Как сделать подсветку кнопок на руле лада х рей
-
Регулировка холостого хода на ваз 21083
-
Замена маслоприемника лада гранта
-
Течет моторчик омывателя лада гранта
- Свистит вентилятор печки веста
Технические характеристики и стоимость
Стоит отметить, что помимо Тайфуна, есть и другие модификации военных автомобилей КамАЗ, способных решать те же стратегические задачи, что и КамАЗ 63968.
КамАЗ 5350
КамАЗ 5350
Одним из таких автомобилей является КамАЗ 5350, который входит в семейство «Мустанг». На вооружение российских военных частей данный грузовик поступил в 2002 году, явившись своеобразной заменой КамАЗ 43114. Его цена начинается от 2000 000 рублей.
Технические характеристики КамАЗ 5350:
- полный вес – 16 тонн;
- грузоподъемность – 6 тонн;
- длина автомобиля – 796 см;
- ширина автомобиля – 255 см;
- высота автомобиля – 329 см;
- масса прицепа – 8 тонн;
- тип двигателя – дизельный;
- общее количество цилиндров – 8;
- объем цилиндра – 10,85 л;
- максимальная мощность – 260 л.с.;
- максимальная развиваемая скорость – 100 км/ч;
- коробка передач – КамАЗ-144;
- длина платформы – 489 см;
- ширина платформы – 247 см;
- высота платформы – 75 см.
https://youtube.com/watch?v=f0azQK2qkSc
КамАЗ 53501
КамАЗ 53501
Технические характеристики КамАЗ 53501:
- полный вес – 20650 кг;
- грузоподъемность – 10 тонн;
- длина автомобиля – 850 см;
- ширина автомобиля – 250 см;
- высота автомобиля – 300 см;
- масса прицепа – 8 тонн;
- тип двигателя – дизельный;
- общее количество цилиндров – 8;
- объем цилиндра – 10,85 л;
- максимальная мощность – 260 л.с.;
- коробка передач – КамАЗ-154;
- максимальная развиваемая скорость – 95 км/ч;
- длина платформы – 543 см;
- ширина платформы – 247 см;
- высота платформы – 75 см.
КамАЗ 6560
КамАЗ 6560
Другим грузовиком, направленным на выполнение различных военных целей, является КамАЗ 6560. Впервые он был продемонстрирован на выставке в ОАЭ в 2005 году.
Стоит отметить, что все используемые узлы и агрегаты спроектированы таким образом, чтобы их эксплуатация была возможна даже в самых критических погодных условиях.
Технические характеристики КамАЗ 6560 (бортовая модификация):
- полный вес – 35 тонн;
- грузоподъемность – 20 тонн;
- длина автомобиля – 1030 см;
- ширина автомобиля – 250 см;
- высота автомобиля – 326,5 см;
- вес прицепа – 12 тонн;
- тип двигателя – дизельный, оснащенный турбонаддувом;
- общее количество цилиндров – 8;
- объем цилиндра – 11,76 л;
- максимальная мощность – 400 л.с.;
- максимальная развиваемая скорость – 90 км/ч;
- емкость бака с горючим – 2×350 л.
Цена на грузовик КамАЗ 6560 может достигать 7 000 000 – 8 000 000 рублей. О ценах на другие автомобили Камаз прочитайте тут.
Тайфун
“Тайфун”
Что же касается технических характеристик самого Тайфуна, то они будут несколько отличаться от прочих военных модификаций КамАЗа.
Технические характеристики:
- полный вес – 21 000 кг;
- максимальная развиваемая скорость – 100 км/ч;
- длина автомобиля – 820 см;
- ширина автомобиля – 255 см;
- высота автомобиля – 293 см;
- масса прицепа – 8 тонн;
- тип двигателя – дизельный, оснащенный турбонаддувом;
- общее количество цилиндров – 8;
- максимальная мощность – 450 л.с.;
- колесная формула – 6×6;
- расход горючего – 35 л на 100 км;
- марка мотора – ЯМЗ 5367.
Цена от 8 000 000 рублей и более.
Коробка передач
(с рекомендациями по режимам наиболее оптимального переключения передач для максимального использования тяговых возможностей двигателя, для достижения водителями наиболее эффективных режимов движения автомобилей с точки зрения расхода топлива и работоспособности автомобиля.)
Оптимальные обороты двигателя автомобиля
- При движении автомобиля необходимо контролировать частоту вращения коленчатого вала. Максимальный крутящий момент достигается на частоте коленчатого вала 1300-1600 об./мин.
- Движение автомобиля разрешается начинать только после прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости не менее 50..55° С (желтая зона) при частоте коленчатого вала 1300-1600 об/мин
Внимание!!!
- Для предотвращения повреждения синхронизаторов коробки передач нужно всегда полностью выжимать сцепление.
- При переключении с низшей на высшую передачу и обратно, могут переключаться макс. две ступени коробки передач. Переключение больше чем на две ступени коробки передач ведет к износу синхронизаторов коробки передач.
- Для предотвращения повреждения коробки передач и двигателя переключать на следующую низшую передачу только тогда, когда вследствие торможения достигнута максимальная скорость включаемой передачи.
- При работе с коробкой отбора мощности ни в коем случае не должно производиться переключение передач, так как это ведет к износу синхронизаторов коробки передач. Если переключение передач необходимо для изменения скорости движения, то до этого должна отключаться коробка отбора мощности.
Схема переключения передач:
Схема переключения передач
1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора). При замедлении переключать передачи только последовательно: 8-7-6-5-4-3-2-1. При движении всегда держите передачу включенной
Передачи в коробке передач переключайте рычагом переключения пере- дач, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение рычага из одного положения в другое выполняйте при вы- ключенном сцеплении. Педаль сцепления нажимайте резко и до конца. При выборе момента переключения передач ориентируйтесь по тахометру, при этом после выбора передачи необходимо выдержать паузу длительностью ~1с до момента включения передачи. Переключение передач производите при:
- движение «в гору» (автомобиль полной массы), переключение с высшей на низшую передачу осуществлять при оборотах двигателя 1400÷1600 об/мин;
- движение «в гору» (автомобиль полной массы), переключение с низшей на высшую передачу (разгон автомобиля) осуществлять при оборотах двигателя 2000÷2200 об/мин;
- движение по ровной поверхности (автомобиль полной массы), переключение с низшей на высшую передачу (разгон автомобиля) осуществлять при обо- ротах двигателя 1600÷1800 об/мин.
Начало движения осуществляйте только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
Внимание!!! Для предотвращения повреждения синхронизаторов коробки передач, переключение на низший диапазон демультипликатора должно производиться только при скорости меньше чем примерно 30 км/ч
Трансмиссия
Автомобиль получил универсальную трансмиссию и полный привод. Пятиступенчатая МКПП имеет синхронизаторы на 2-5 скоростях. Раздаточная коробка комплектуется цилиндрическим планетарным межосевым дифференциалом и двухступенчатым редуктором. Дифференциал равномерно раздает крутящий момент на шесть колес. Управление раздаткой осуществляется дистанционно посредством электропневматического привода.
Передача мощности от двигателя к мостам выполняется с помощью карданной передачи. Грузовик поставлялся с четырьмя карданами — промежуточным, а также для привода переднего, заднего и среднего моста.
Конструкция рулевого механизма включает винт с шариковой гайкой и поршень-рейку. Последняя работает совместно с зубчатым сектором вала сошки. Более поздние модификации получили встроенный гидроусилитель с передаточным числом 20.
КАМАЗ-4310 получил независимую подвеску. Спереди устанавливаются полуэллиптические рессоры с амортизаторами. Сзади располагается балансирная подвеска, оснащенная реактивными штангами со скользящими концевыми частями рессор.
Устройство ходовой части КАМАЗ-4310
КАМАЗ-4310 имеет полный привод 6х6. Его трансмиссия состоит из механической коробки передач и раздатки. Передний и задние мосты КАМАЗ-4310 снабжены блокировками дифференциала. Раздаточная коробка КАМАЗ-4310 служит для распределения крутящего момента между мостами автомобиля. Управление раздаточной коробкой КАМАЗ-4310 осуществляется дистанционно, за счёт электропневматического привода.
Тормозная система грузовика барабанная. Привод двухконтурный пневматический. Стояночный тормоз тоже пневматического типа. Запасной тормоз в машине совмещён со стояночным, а вспомогательный тормоз выполнен в виде моторного замедлителя. Он также имеет пневматический привод.
Стандартный военный бортовой грузовик КАМАЗ-4310 имеет следующие особенности:
- Имеются надставные решетчатые борта;
- В кузове имеются боковые и средняя скамейки, которые позволяют перевозить до 30 человек;
- Кабина КАМАЗ-4310 имеет три места, и оборудована независимым отопителем.
По сравнению с другими грузовиками тех лет, КАМАЗ-4310 имел хорошую шумоизоляцию кабины. Кроме того, водительское сиденье имеет возможность регулировок в нескольких положениях. Спального места в КАМАЗ-4310 не предусмотрено, но в более современных вариантах можно было заказать его в качестве опции на заводе.
Описание и сфера применения
КамАЗ Тайфун
Впервые о проекте «Тайфун» заговорили достаточно давно, что привело к тому, что 2010 году был разработан первый макет будущего грузовика, продемонстрированный на выставке вооружения. В настоящий момент, проект находится в завершающей стадии, а сами модели уже поступили в соответствующие подразделения.
Стоит отметить, что грузовик был разработан на стандартном шасси с колесной формулой 6×6. В зависимости от комплектации, на шасси устанавливается кабина и специальный модуль, предназначенный для транспортировки десанта в места боевых действий. Кроме того, вместо модуля для десанта можно устанавливать открытую платформу и кузов для перевозки различных грузов, в том числе и военных.
В виду того, что в данном грузовике особое внимание уделяется силовой установке и защите воинского состава, изменилось распределение нагрузки по осям автомобиля. В частности, обе передние оси оказались управляемыми, а вторая пара колес существенно выдвинута вперед
В комплектации Тайфуна присутствует кабина, покрытая бронезащитой, за которой следует кожух мотора. Позади располагается модуль, предназначенный для перевозки десанта, либо различного военного груза и обмундирования. По некоторым чертежам видно, что этот модуль соединен с кабиной, что дает свободу передвижения между частями грузовика.
Бронированный корпус
Корпус броневика дополнялся различным защитным элементам, состоящим из керамики и металла, обеспечивающие общую защиту от попадания различных боезапасов. В частности, корпус выдерживает попадание пуль калибра 14,5 мм, что соответствует четвертому классу защиты.
Впоследствии, было отказано от такой мощной брони, ведь она негативно сказывалась на общей мобильности грузовика, а в условиях боевых операций это могло кончиться фатально. Более поздний вариант соответствовал третьему классу защиты и выдерживал попадание пуль калибром 7,62 мм.
Броневик имеет противоминное днище V-образной формы, что позволяет ему противостоять взрывам различных артиллерийских снарядов и взрывных зарядов. Испытания показали, что заложенный под колесами грузовика заряд, масса которого составляла шесть килограмм, нанес определенные повреждения технике, но весь экипаж остался невредим (понятно, что в испытаниях участвовали не живые люди, а манекены).
В зависимости от требований заказчика, на грузовик возможна установка различных боевых элементов, в том числе и пулеметной установки. Кроме того, как планируется, на грузовик можно установить боевой модуль, управление которого будет осуществляться изнутри дистанционно.
Данный грузовик является частью государственного заказа, направленного на обеспечение воинских подразделений и спецназа ГРУ необходимой техникой. Использовать её планируется во время проведения различных боевых действий на различной территории.
Электросхема световой оповестительной сигнализации
Световые сигналы служат для предупреждения водителей остальных транспортных средств о совершаемых маневрах. При повороте, обгоне и торможении применяют различные световые знаки. Источником светового потока служат контрольные лампы и светодиоды.
Световая сигнализация включает в себя следующие элементы:
Электрическая схема системы световой сигнализации
- аварийную сигнализацию;
- индикацию поворотов автомобиля и прицепа;
- сигнализацию тормозной системы;
- наружную и внутреннюю сеть освещения;
- блокировочную сигнализацию межосевого дифференциала.
Активация кнопки аварийного режима после запуска стартера приводит к включению передних и задних поворотных указателей. При аварийном режиме указатели светят в мигающем режиме.
Ежедневное техническое обслуживание
Техническое состояние автомобиля в объеме ЕТО необходимо проверять водителю один раз в сутки перед началом движения после стоянки или на остановках после длительного движения проверить:
- состояние и герметичность приборов и трубопроводов системы питания топливом, смазочной системы, системы охлаждения, гидропривода сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, гидроусилителя рулевого управления, подъемника кабины;
- наличие неисправностей в системах автомобиля по показаниям контрольных ламп на панели приборов и индикаторов;
- состояние бумажного фильтра очистки воздуха по показаниям контрольной лампы засоренности;
- состояние приводных ремней;
- внешним осмотром и по показаниям штатных приборов автомобиля исправность и герметичность тормозной системы;
- действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации.
История появления первого автомобиля марки КамАЗ
История первого КамАЗа началась на заводе имени Лихачева (ЗИЛ). Именно там и был разработан прототип КамАЗ-5320, который тогда назывался ЗИЛ-170. Первый ЗИЛ-170 был собран в 1968 году. В качестве двигателя был выбран мотор Ярославского моторного завода, известный под именем «ЯМЗ».
Так как новый автомобиль должен был иметь совершенно новую схему, в качестве опытной модели, на основе которой должен был быть создан прототип, выбрали канадский грузовик «International COF-220», образца 1962 года. Советский автомобиль не должен был внешне копировать «буржуйскую» машину, поэтому в схему дизайна кабины внесли несколько изменений:
- Кабина грузовика получила более прямые формы, в соответствии с модой того времени;
- Спереди автомобиля была установлена решетка воздухозаборника;
- Еще советский грузовик получил 4 фары головного света (по две сдвоенных фары с каждой стороны).
В 1969 году новый ЗИЛ-170 прошел испытания, и конструкторы ЗИЛа готовились запускать его в серийное производство, но тут в дело вмешалась «партия», которая посчитала, что новый автомобиль должен выпускаться на новом заводе. Постановление ЦК КПСС и Совмина гласило о том, что дальнейшая разработка и производство ЗИЛ-170 переносится на завод в Набережных Челнах.
В народе существовала красивая легенда, что двигатель ЯМЗ, который был установлен на опытный образец ЗИЛ-170, был слишком слабым. Именно поэтому для КамАЗ-5320 был выбран двигатель, который устанавливался на новый танк Т-64. На самом деле, танковый двигатель, который был двухтактный и оппозитный, никакого отношения к двигателю КамАЗа не имел. Данная легенда была придумана руководителями завода, чтобы как-то оправдать долгую разработку уже по сути готового грузовика.
Заключение
Колесная платформа КамАЗа
Относительно недавно, в 2009 году, комитет генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации выпустил документ, согласно которому регламентирован выпуск военных автомобилей для нужд армии, вплоть до 2020 года.
Суть заключалась в том, что в течение определенного периода будет разработаны несколько колесных платформ, на которые можно установить множество дополнительного модульного оборудования
Результатом участия в этой программе стал выпуск серии «Тайфун», имеющей различные модификации внутри проекта. Кроме того, Тайфун предполагал установку дополнительного оборудования, являющегося важным в реалиях ведения боевых действий:
- системы пуска беспилотников;
- автокраны армейского образца;
- артиллерийские системы мобильного типа;
- системы связи и передачи данных;
- эвакуаторы и прочая техника.
Данный автомобиль имеет в наличии множество соответствующих характеристик, позволяющих сделать вывод о том, что программа, одобренная государством и Министерством обороны РФ, действует полноценно.
Ознакомьтесь с полным модельным рядом Камаз, включающем в себя не только военные машины.
Также вас может заинтересовать статья про самосвал Howo.