«Я боюсь лишний раз поехать медленнее, чем все остальные, а ещё нервничаю, когда паркуюсь»
Дана, 22 года, Люберцы
Машина — BMW 525D, автомат. Стаж вождения — 4 года
Я вожу машину с 18 лет и считаю себя аккуратным водителем: не превышаю скорость, ни разу не попадала в ДТП. При этом ездить побаиваюсь: для меня это скорее необходимость. В Москве большой поток машин, часто отсутствует дистанция.
С сексизмом сталкивалась, наверное, как и многие другие девушки: я слышала «Баба за рулём, как обезьяна с гранатой», «Блондинка за рулём — этим все сказано» и другие подобные замечания от мужчин, которые вызывают раздражение и злость из-за своей глупости. Я стараюсь их пресекать, объясняя, что многие женщины водят лучше многих мужчин.
Однажды сотрудник ГИБДД остановил нашу машину для проверки документов. У мужа была рука в гипсе, а я хромала. И он сказал: «А что вы такие побитые? Дамочка с управлением транспортным средством не справилась?»
Другой случай: мой знакомый, когда приехало такси, за рулём которого была женщина, сказал: «С бабой за рулём по Москве ехать страшно».
Все эти стереотипы влияют на меня как на водителя: я боюсь лишний раз поехать медленнее, чем все остальные, а ещё нервничаю, когда паркуюсь. Также они влияют на меня и с другой стороны: иногда у меня самой проскальзывают мысли, что если водитель осторожничает и медлит, это, скорее всего, женщина.
При этом я хочу отметить, что для многих женщин вождение — это необходимость. Вызвать такси с двумя детскими креслами, чтобы отвезти малышей в поликлинику, практически невозможно. Вечером возвращаться домой на электричке или на такси небезопасно. В первом случае могут подсесть пьяные мужчины и не давать покоя, а во втором — водитель может поехать по объездным лесным дорогам, так что будешь переживать, следить по карте и скидывать подруге геопозицию на всякий случай.
Конечно, не все мужчины ведут себя токсично. У меня бывали и примеры положительного общения с мужчинами на дороге. Например, в первые месяцы после получения прав мне было сложно парковать мою большую машину, и иногда мужчины мне подсказывали, не прибегая к сексистским замечаниям.
Кстати, насчёт большой машины — некоторые ведь считают, что есть «мужские» и «женские» модели и что большие автомобили больше подходят для мужчин.
Даже родственники мне говорят: «Тебе бы машину поменьше, поаккуратнее. С её управлением было бы легче справляться». Но я не думаю, что стоит разделять машины по половому признаку, потому что, если девушке комфортно в большом автомобиле, она без проблем справится с его управлением.
Так же негативно я отношусь и к наклейкам «Женщина за рулём». Считаю, что таким образом некоторые девушки стремятся получить либо снисхождение (накосячила и сразу: «Я же девочка»), либо одобрение.
«Когда пришла подавать документы в университет, мне сказали, что машины — не для девочек, и предложили ещё раз подумать над выбором вуза»
Мария, 26 лет, Москва
Машина — Nissan Qashqai, автомат. Стаж вождения — полтора года
Ещё когда я только училась вождению, инструктор-мужчина относился к женщинам в группе снисходительно. Однажды он объяснял принцип работы сцепления, и я его поправила, а он сказал что-то типа: «Ничего себе, какие у нас тут слова знают, наверняка не первый раз на права учишься». А я училась впервые.
Стоит сказать, что я с красным дипломом окончила МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. — Прим. ред.), кафедру дорожных машин, по специальности я инженер-конструктор машин для обеспечения полётов гражданской авиации, так что хорошо разбираюсь в технике. Наверное, из-за того, что я хорошо понимала, как устроен автомобиль, мне было не страшно ездить даже в первое время. Для меня вообще вождение — это удовольствие.
Я столкнулась с сексизмом, когда поступала в университет. Когда пришла подавать документы, мне сказали, что машины — не для девочек, и предложили ещё раз подумать над выбором вуза.
На дороге тоже чего только не слышала: и «обезьяна с гранатой», и «насосала». На такие комментарии реагирую по-разному, в зависимости от настроения. Просто помню, что одним из лучших гонщиков ралли МАДИ долгое время была девушка.
Иногда, когда начинаешь парковаться, мужчины подходят и говорят: «Может, мы вам помашем руками?». Зачем? Они же мужчинам такое не предлагают.
Мне кажется, сексизм на дорогах плох тем, что некоторые женщины начинают верить в то, что действительно водят хуже мужчин. И даже перестают стараться, ведь всё равно не получится. Вдобавок машина — это транспортное средство повышенной опасности, что же хорошего, если кто-то выводит водителя из себя?
Но не всякая помощь снисходительная. Например, однажды у меня был вопрос со съездом в пробке, а решать нужно было срочно. И молодой человек попросил опустить окно и сказал что-то вроде: «Не переживайте, я тоже в начале тут путался, вам куда попасть надо?» Очень приятно, по-моему.
Не думаю, что можно бороться с сексизмом конкретно на дороге. Бороться нужно с первопричиной: воспитывать детей в равенстве, а существующее взрослое общество будет меняться только постепенно. Мой совет — верьте в себя и старайтесь делать хорошо. А если вышло как-то не так — ничего, бывает, продолжайте стремиться к своему лучшему варианту.
Поведение женщин за рулем
Поведение и мышление женщин и мужчин отличается. То же самое происходит и на дороге, водители разных полов ведут себя по-разному в аварийных ситуациях на проезжей части.
Логика. Редкая женщина способна на быстрый обдуманный логический шаг. Особенно это актуально в экстремальных ситуациях, когда необходима мгновенная реакция. Некоторые особы лишены логического мышления. Поэтому поговорка «тише едешь, дальше будешь» подходит для женщин-водителей.Ориентация на местности. Поговаривают, что женщины хуже мужчин ориентируются на местности. Поэтому случаются такие ситуации, что она может повернуть не в том месте, приехать не по назначенному адресу или сделать остановку, чтобы посмотреть карту. И это одна из главных причин, почему женщин-таксистов недолюбливают и даже побаиваются.Нервная система. Нервы у женщин не железные, как у большинства мужчин. Да и у них тоже частенько такое случается, что уж говорить о слабом поле. Женщины впадают в ступор при аварийных ситуациях, вместо того, чтобы быстро среагировать. Иногда останавливаются, как вкопанные посреди дороги.Внешний вид. Женщины – любительницы высоких каблуков, неудобной, но красивой одежды. Нередко эти милые нюансы мешают на дороге. Пышная прическа регулярно поправляется перед зеркалом, а губы подкрашиваются помадой, сидя за рулем авто.
По статистике выявлено, что мужчины чаще выступают инициаторами аварийных ситуаций. Вряд ли вы увидите женщину, которая решила показать себя и вдавила педаль газа в пол на светофоре, чтобы стартануть первой. Женщины по своей природе аккуратны и опасливы, поэтому стараются вести машину тихо и без «выпендрежа».
Нельзя разграничивать водителей по половым признакам. С каждой стороны есть умные и собранные люди, так же как и глупые и неадекватные.
«Водитель видит, что за рулём девушка, и нарушает правила, создавая угрозу столкновения»
Оксана, 37 лет, Старый Оскол
Машина — Nissan NOTE, автомат. Стаж вождения — 4 года
Я получила права четыре года назад после того, как умер мой отец. В нашей семье машину водил он. После его смерти в деревне остался дом — дорогое мне место, и я решила, что получу права и буду туда ездить.
Сначала вождение было для меня необходимостью, но постепенно стало удовольствием. Утро и вечер — моё время. Я кайфую, когда еду куда-нибудь в закат.
Когда я училась водить, в моей группе было больше женщин, но инструктором был мужчина. Уже тогда я испытывала прессинг с его стороны: он мог сказать мне или любой другой девушке, что мы неумёхи или что нам будет сложно водить в будущем. Но одновременно я занималась с другим инструктором — тоже мужчиной. И он был прямой противоположностью первому: не говорил ничего уничижительного, наоборот, внушал, что всё будет хорошо и что я научусь водить, а ещё помогал разобраться со сложностями. Я до сих пор ему благодарна.
В первый месяц я ездила довольно медленно и, естественно, со знаком «!», и меня все «учили». Сценарий такой: перестраиваются вперёд и едут, притормаживая, пока не надоест. Зачем так делать? Думаю, это такой вид психологического давления, ведь я могу его ударить и буду виновата.
От родственников и друзей я не слышала сексистских комментариев. Единственное — мама постоянно делает мне замечания, когда я за рулём, хотя сама не водит. Но это мама, поэтому терплю. А вот коллеги могут иногда потроллить: ой, ты даже знаешь, что такое наконечники? Мне, конечно, неприятно такое слышать.
Одно из самых частых проявлений сексизма, с которым я сталкиваюсь при вождении, — водитель видит, что за рулём девушка, и нарушает правила, создавая угрозу столкновения. Чаще нарушают правило правой руки (Согласно этому правилу, транспортные средства справа имеют приоритет при движении. — Прим. ред.), также много подрезают и прижимают к обочине. Посыл такой, видимо: ну она подождёт, а я буду первым. И плевать, что не по правилам. Ещё сталкиваюсь с неприличными знаками и комментариями — чаще всего слышу «дура» и «курица».
Это приводит к тому, что я чувствую слишком большую ответственность: во время движения в час пик могу даже музыку выключить. Также не говорю с попутчиками, потому что нужна полная концентрация на дороге, на ситуации вокруг. Я стараюсь не нарушать правила дорожного движения и очень внимательно за этим слежу.
Считаю, что сексизм на дорогах — это большая проблема, о которой нужно говорить. При де-юре равных правах мужчины дискриминируют женщин пещерным образом. Но мы уже давно живём не в пещерах.
При этом я считаю, что различия в вождении женщин и мужчин действительно есть. Мужчины часто ведут себя за рулем излишне самоуверенно. У женщин больше баланса за рулем. Мне кажется, что они не гоняют 160 км/ч. У них дети, бизнес, планы — им не надо адреналина. Женщины чаще думают о других. Не знаю, насколько эти отличия объективны, но у меня в жизни только такие примеры.
Вообще ситуация на российских дорогах, по моему мнению, не очень. Читаю местные городские паблики, и там через одну новости о ДТП и разборках на дорогах. Опасное вождение, нарушения скоростного режима.
Что нужно делать? Менять систему штрафов. Они не работают. Особенно за превышение. Люди воспринимают их как возможность государства пополнить казну и продолжают нарушать.
Женщина за рулем – обезьяна с гранатой?
Слабая половина человечества нередко становится объектом для насмешек у мужчин. Любимая их поговорка «женщина за рулем, как обезьяна с гранатой». Но чтобы вы не стали таким объектом, следует выполнить следующие рекомендации и советы:
Опыт вождения. Основное – это иметь водительские права у себя в кармане. Но это не означает, что как только вы их получили, то стали профи. Для начала лучше попрактиковаться с инструктором, взять дополнительные уроки. Езда по городу отточится до мелочей, если на вашем пути встретятся пешеходные переходы с пешеходами, много знаков, сложные повороты и др. Появится уверенность. Если уроки с инструктором не по карману, берите мужа, брата, сына, да кого угодно с опытом и начинайте тренировки.Реакция. Вы получили права, потренировались в черте города с сопровождающим, но это еще не предел мечтаний. Сложным на дороге является быстрота реакции. Не полагайтесь на умения и внимательность других водителей или пешеходов. Знание дорожного движения еще не означает, что ваши движения на дороге слаженны
Иногда важно принять решение за долю секунды. Такая ситуация: на дорогу выбежал ребенок
Вам в один миг требуется определиться, как поступить: сбить ребенка, пострадать самой, выехав на встречную полосу или уткнувшись в отбойник. Ваши движения должны быть отточены так, словно вы ходите ногами, а не ездите на автомобиле. Уверенность в себе, слаженность и четкость движений, знание ПДД, быстрая реакция – залог успешного водителя.
Техническое вооружение. Не забывайте, что автомобиль – это опасное транспортное средство, с которым может произойти что угодно. Помимо огнетушителя и аптечки, в нем обязательно присутствие набора гаечных ключей, насоса, запасного колеса, канистры с бензином, домкрата, троса или крепкой веревки с креплением. Также сохраните себе в телефон номера дорожных служб, которые помогут при аварийных ситуациях. Набор этих вещей поможет вам в пути, не придется голосовать и искать помощи от равнодушно проезжающих мимо водителей.Устройство автомобиля. Изучите, как устроено транспортное средство. Это не телега на колесах, в которую воткнули всевозможные штучки, гремелки, зеркала, светилки и др. Эта конструкция включает в себя двигатель, карбюратор, инжектор и другие части. Если вы способны совершить хотя бы минимальный ремонт авто, это обязательно вызовет уважение у водителей-мужчин.Спокойствие на дороге. Если ваши умения на дороге хороши, не задирайте нос. Никто не любит самовлюбленных женщин, которые выставляют свои навыки напоказ. Наоборот, проявляйте спокойствие, невозмутимость и аккуратность в автомобиле. Это будет более почетно и уважаемо.Уверенность. При возникновении сложных ситуаций на дороге женщина надевает на себя маску беспомощности и паники. На дороге все равны, поэтому уж если вы сели за руль, то будьте уверены в своих силах и умениях.Правила дорожного движения едины. Если в повседневной жизни по этикету мужчина пропускает женщину вперед, то это не означает, что на дороге также. ПДД равны для всех, никто не обязан любезничать перед вами.Сдержанность. В экстремальных ситуациях люди ведут себя по-разному, один грубит, хамит, другой плачет и просит помощи. Поэтому не пугайтесь, если на вас накричали, обругали. Проявите сдержанность, промолчите, а внутренне похвалите себя за самообладание.Знание законов. Помимо правил дорожного движения изучите законы, касающиеся автомобилистов, чтобы неожиданно не получить незаслуженный штраф. Умейте постоять за себя и отстоять права.Помощь. Если на проезжей части вы увидели голосующего водителя, не проезжайте мимо. Помогите ему. Быть может когда-нибудь и вам потребуется помощь в трудной ситуации.