Основные неисправности высоковольтных проводов зажигания
Как правило, все неисправности бронепроводов оборачиваются тем, что на свечи поступает недостаточное количество и сила тока, или вовсе не поступает. Происходит это из-за наличия следующих неисправностей:
- Имеются повреждения изоляции, в результате чего происходит утечка тока, кроме того, потеря тока может быть из-за покрытых слоем грязи свечей, проводов, колпачков;
- Превышение положенной степени сопротивления бронепроводов;
- Разрыв жилы, по которой проходит ток;
- Загрязнение и окисление контактов свечей, токопроводящей жилы, катушки зажигания, а также металлического контакта провода.
Кратко об устройстве проводников
Раньше для подачи разряда от катушки к свечам применялись традиционные ВВ провода с медным многожильным сердечником (на жаргоне – бронепровода). Недостаток подобных изделий – постепенное переламывание тонких проволочек из-за низкой эластичности. В современные автомобили производители устанавливают гибкие кабели с неметаллической жилой, сделанной из стекловолокна с углеродной пропиткой. Токоведущая часть обернута несколькими вспомогательными оболочками:
- полимерный экранизирующий слой;
- внутренняя изоляция, изготовленная на основе силикона;
- каркас в виде оплетки из прочной синтетики;
- наружная силиконовая изоляция.
Важное преимущество новых высоковольтных бронепроводов – эластичность и гибкость. Благодаря данным качествам изделие служит значительно дольше медных предшественников
Признаки неисправности бронепроводов
Самый распространенный признак — сбои в работе различных датчиков машины. Датчики выдают неверные показания, хотя видимых причин для этого нет.
Второй признак неисправности — сбои в работе двигателя (машина идёт рывками, двигатель при наборе скорости начинает «троить»).
Когда высоковольтные провода выходят из строя, нарушается работа системы зажигания, это сопровождается следующими симптомами:
- проблемы при запуске мотора, особенно в дождливую погоду;
- заметные помехи в работе электроприборов, например магнитолы;
- нестабильная работа на холостом ходу;
- троение двигателя;
- пропуски зажигания;
- неуверенная работа мотора при разгоне;
- общее снижение мощности.
Явно говорят о неисправности именно проводов только первые два признака. Все остальные могут проявляться при проблемах со свечами зажигания или при нарушении настроек подачи топливо-воздушной смеси. Поэтому, для уверенности, стоит обязательно проверять и бронепровода.
Краткая таблица неисправностей
Частота проявления неисправностей | Вероятная причина | Метод проверки |
Нерегулярно | Пробой или обрыв | Визуальный осмотр и диагностика без инструментов |
Регулярно | Повышение сопротивления или обрыв | Мультиметром |
Пробой, повышенное сопротивление, обрыв | Осциллографом |
Процедура замены высоковольтных проводов зажигания на иномарке
Для того чтобы осуществить замену высоковольтных проводов зажигания на автомобилях иностранного производства, для начала необходимо будет купить автозапчасти, а именно бронепровода, которые мы и будем менять
Лучше будет, если вы отдадите свое предпочтение проводам с силиконовой изоляцией, так как они отличаются гибкостью и эластичностью, что особенно важно в зимние морозы
Прежде чем начинать процедуру замены высоковольтных проводов зажигания, следует убедиться, что зажигание отключено. Не рекомендуется сразу снимать все бронепровода, особенно, если вы не знаете порядок подачи искры в цилиндры. Хотя на модуле или катушке зажигания имеется нумерация цилиндров, но в большинстве случаев она нечитаемая и находится под слоем пыли и грязи, а также он может быть расположен в таком месте, что к нему не подлезешь. Нумерация цилиндров идет слева направо.
По этой причине оптимальным решением будет производить замену проводов по одному, то есть полностью снимаем один бронепровод и на его место устанавливаем новый. Как правило, высоковольтные провода имеют разную длину, так как предназначены для различных цилиндров. Поэтому следует брать аналогичный снятому по длине провод. Остальные провода меняются в такой же последовательности действий.
В процессе укладки высоковольтных проводов зажигания следует обращать внимание на то, чтобы они нигде не соприкасались с движущимися механизмами. Как правило, под них придуманы специальные крепления, в которые следует закрепить их
После того, как вы закончили замену высоковольтных проводов зажигания, следует завести двигатель. Если он работает, как следует, то вы выполнили процедуру правильно, а если он троит, глохнет или вовсе не заводится, то вы напутали порядок установки бронепроводов.
Причины выхода бронепроводов из строя
Самая распространенная причина — это естественный износ и старение. Работая в условиях сильного перепада температур, вибраций и под воздействием высокого напряжения, изоляция высоковольтных проводов со временем перестает выполнять свою функцию. Также страдают места соединений со свечами и катушками или трамблером, то есть «колпачки».
В результате такого воздействия провода начинают «пробивать», теряя часть передаваемого на свечу зажигания напряжения. Также под воздействием электрического тока центральная жила со временем выгорает и истончается — поэтому у проводов растет сопротивление.
Зачастую результаты старения можно заметить визуально — по трещинам и повреждениям проводов.
Вторая распространенная причина — это механические повреждения. Они возникают в результате некорректной замены проводов или неудачных действий во время ремонта.
Поэтому важно всегда укладывать провода с использованием хомутов — так, чтобы исключить их соприкосновение с другими деталями под капотом. В таком случае чаще всего возникает обрыв внутри провода, хотя возможен и пробой — поэтому и нужна диагностика
Помните, что в случае повреждений провода их самостоятельный ремонт изолентой или силиконовым герметиком не позволяет восстановить заводские характеристики изоляции.
Более редкие причины — это неисправности других компонентов системы зажигания. Например, при пробое катушки может быть превышено максимальное напряжение для провода и он полностью выходит из строя. Или дефекты в работе свеча зажигания могут приводить к росту сопротивления соответствующего ей провода.
Проверка высоковольтных проводов зажигания, не снимая их с автомобиля
Это примитивный, но достаточно эффективный метод. Самый простой вариант – поставить заведомо исправный кабель и сравнить работу двигателя. Если расположение высоковольтных проводов позволяет, можно менять их местами (вместе с разъемом на трамблере), и вновь считать ошибки сканером. Он укажет на другой номер цилиндра.
Несмотря на целый букет поломок, которые могут вызвать бронепровода, их решение не сложнее замены пробок в домашнем электрощитке. Выявили неисправный – установили новый. Если есть проблема, как поменять высоковольтные провода на трассе или в чистом поле (вдали от магазинов), помните, что кабели не ломаются внезапно, регулярная диагностика поможет не оказаться застигнутым врасплох.
Внешние факторы
Провода высокого напряжения постоянно подвергаются негативным воздействиям, уменьшающим период использования, в их числе:
Сопротивление высоковольтного провода не должно превышать 10 000 Ом, в противном случае замените провод.
По истечении срока действия авторских прав, в России этот срок равен 50-ти годам, произведение переходит в общественное достояние. Это обстоятельство позволяет свободно использовать произведение, соблюдая при этом личные неимущественные права — право авторства, право на имя, право на защиту от всякого искажения и право на защиту репутации автора — так как, эти права охраняются бессрочно.
Автомануалы. Вся информация представленная на данном сайте является собственностью проекта, либо иных, указанных авторов.
-
Разъем диагностики субару импреза где находится
-
Как изменить язык на бортовом компьютере мазда 3
-
Установка гбо на лексус
-
Какое масло лить в акпп ниссан марч к11
- Ниссан навара плохо заводится на холодную
Проверка сопротивления с помощью мультиметра
Прозвонка бронепроводов мультиметром (часто их называют тестерами, хотя это некорректно) позволяет определить наличие обрыва и фактическое сопротивление проводника. Осуществлять проверку можно любым мультиметром — сгодится и самый дешевый китайский прибор и старая-добрая “цешка”, то есть советский ампервольтомметр Ц-20.
Сопротивление центральной жилы должно соответствовать заводским значением или допустимым параметрам. Повышенное сопротивление провода приводит к снижению эффективности свечей и говорит о том, что центральная жила выгорела в процессе эксплуатации. Наличие обрыва провода приводит к перебоям в зажигании или слишком слабой искре на свече.
Алгоритм проверки проводов:
- Снятие кабелей с машины. Если они одинаковой длины, нужно пометить их с тем, чтобы потом установить на прежние места.
- Прибор выставляют на режим измерения сопротивления. Диапазон измерения – 20 кОм.
- Щупы прибора вставляют в оба края каждого бронепровода и фиксируют показания.
Так, если рассматривать сопротивление на бронепроводах ВАЗ, то разброс измерений может быть от 3,5 до 10 кОм (также разброс параметров не должен превышать 4 кОм). А на автомобиле Дэу Нексия параметры могут быть от 3,1 кОм на четвертом цилиндре до 12,8 кОм на первом. У Шевроле Лачетти все провода должны иметь сопротивление не выше 3 кОм. Значения сопротивления для каждого провода указаны на упаковке, иногда на самих проводах, и в инструкции по эксплуатации автомобилем.
Измерив сопротивление бронепроводов мультиметром, сравните полученные данные с требованиями вашего автопроизводителя — какой рекомендуемый уровень сопротивления он допускает для проводов на ваш автомобиль. И на основании этих данных примите решение о необходимости замены.
Например, популярный бренд Tesla создает провода с сопротивлением около 6 кОм. У бренда Slon этот показатель от 4 кОм до 7 кОм (начиная с первого и заканчивая последним цилиндром). Cargen делает провода с сопротивлением 0,9 кОм. Также сопротивление может отличаться в зависимости от материала центральной жилы. Например, созданные из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной сажевым веществом, будут иметь сопротивление 15-40 кОм/м. А полимерные жилы обычно идут с сопротивлением 13-15 кОм/м.
Важно понимать, что обычный мультиметр не позволяет измерить сопротивление изоляции бронепроводов, потому что оно достигает нескольких мегаом. Для этого нужен специальный прибор — мегомметр.
Когда необходимо менять провода
Автопроизводители рассчитывают на безотказную работу высоковольтных проводов в температурном коридоре от -30 °С до +100 °С. Но российские зимы вносят свои корректировки, когда столбик термометра падает ниже отметки минус тридцать. Поэтому многие водители утепляют (заодно и повышают механическую прочность) свечные кабели хлопчатобумажными или полимерными материалами.
Гарантию на автокомпонент изготовители определяют в 40 тыс. км пробега, или 5 лет эксплуатации ТС. Однако замену иногда приходится делать раньше, если:
- провода стали жесткими, потеряли эластичность;
- на поверхности появились надломы, трещины;
- окислились контакты штекера;
- получил повреждения внешний изолятор либо внутренний каучуковый слой;
- выгорели токопроводящие жилы;
- окислился сердечник;
- возросло сопротивление электропроводки.
Пробои на массу – также безусловная причина замены проводов свечей зажигания. Ремонтировать ВВ, пытаться заделывать трещины и устранять пробои изолентой, силиконом, прочими средствами – бесполезное занятие, так как утерянных заводских параметров подобными мерами не вернуть.
Замена проводов свечей зажигания
Свечные кабели меняют в комплекте, цена которого – 30-250 руб. Сколько в моторе цилиндров – столько должно быть свечей и проводов зажигания.
Как проверить бронепровода без инструментов
Явные проблемы со свечными высоковольтными проводами можно выявить с помощью визуального осмотра, без каких-либо дополнительных инструментов. Есть 5 методов как проверить работоспособность провода без тестера.
Визуальный осмотр
Первым делом осмотрите все провода на отсутствие видимых повреждений — трещин, изломов, дефектов изоляции (особенно если видна токопроводящая жила). Повреждения часто проявляются в районе креплений и колпачков.
Также отодвиньте колпачки и проверьте состояние центральной жилы — возможно, она уже совсем перегорела.
Лампочка габаритов
В полевых условиях вместо тестера может выступать лампочка габаритных огней и провод — закрепляем провод одним концом на минусе АКБ, а вторым на лампочке. Высоковольтный провод крепим к плюсу АКБ и с помощью отвертки прислоняем к лампочке. Если лампа горит, провод исправен.
Темное время суток
Когда провод кажется рабочим, но есть перебои в зажигании, то проблема может быть из-за невидимых повреждений изоляции, давая пробой на массу автомобиля. Этот дефект можно проверить в темноте или используя дополнительный провод.
В темное время суток или в гараже с выключенным светом заведите двс посмотрите на провода, в местах пробоя будет заметно искрение. Такой метод эффективнее всего применять когда на улице ли под капотом очень влажно!
Дополнительный проводник
Также выявить пробой свечных проводов поможет самодельный прибор из дополнительного проводника. Нужно взять медный провод с двумя зачищенными концами — один крепим на кузов автомобиля, второй формируем в виде полупетли и ей проводим вдоль всех проводов при включенном моторе.
В местах пробоя будет заметно искрение. В условиях гаража можно сделать специальный рычаг из резинового шланга, к которому прикрепить конец провода с петлей — так будет еще безопаснее. Чтобы такая проверка на пробой была более эффективнее, лучше побрызгать провода водой из мелкого распылителя. Так вы имитируете дождевые условия, когда система получает дополнительную нагрузку!
С помощью отвертки
Если нет мультиметра, то кроме такой петли может применяться и еще один метод. Наматываем 2-3 витка бронепровода на отвертку и при работающем двигателе касаемся отверткой корпуса ГБЦ. Это позволит определить факт пробоя, но не его конкретное место.
Минус описанных выше методов в том, что они не всегда дают результат. Провода могут быть работать, но делать это неэффективно и все равно требовать замены. Поэтому если проверка без инструментов не дала четких результатов, а признаки неисправностей проявляются, стоит использовать проверку мультиметром.
Признаки неисправностей бронепроводов свечей зажигания
В электросхему автомобиля входят высоковольтные провода (ВВ), через которые электрические импульсы с катушки зажигания передаются на контакт искрообразующей детали – свечи зажигания (СЗ). От целостности бронепроводов зависит стабильная искра и, как результат – своевременный «мини-взрыв» в камерах сгорания.
Признаки неисправностей бронепроводов свечей зажигания
Но кабели могут выйти из строя, и тогда вы заметите следующие признаки:
- двигатель плохо заводится, особенно когда провода отсыревают в дождливую погоду;
- ощущаются небольшие толчки при нажатии на акселератор;
- горючее расходуется больше нормы;
- в работе периферийных потребителей электроэнергии наблюдаются перебои (первой реагирует аудиосистема);
- свечные колпачки в темное время суток излучают слабое свечение;
- силовой агрегат троит.
Перечисленные симптомы протекают на фоне общего падения мощности мотора. А причинами неприятностей с ВВ становятся:
- Естественный износ. Бронепровода работают в условиях меняющейся температуры и тряски. От высокого напряжения страдает изоляция, выгорают токопроводящие жилы, разрушаются места крепления с СЗ и катушкой.
- Механические повреждения. Если провода неправильно, без хомутов уложили во время замены или ремонта, и кабели касаются подкапотных агрегатов, то появляются пробои изоляции или разрыв жил.
- Проблемы в других компонентах системы зажигания. Когда пробивает катушку, в проводах подскакивает напряжение – они перегорают. От неработающей свечи резко возрастает сопротивление в идущем к ней кабеле.
Высоковольтные провода – уязвимая часть автомобильной электрической цепи, которую нужно проверять раз месяц. «Износив» три комплекта свечей зажигания, необходимо менять и бронепроводы. Это, как правило, 80-90 тыс. км пробега.
3 совета по выбору высоковольтных проводов
Совет №1 — Внимательно изучите информацию о продукте (производитель, условия использования и др.) — она должна иметься как на упаковке, так и на самом изделии. Зачастую на подделках английское слово «silicone» печатается с ошибкой.
Совет №2 — Оцените качество колпачков на высоковольтной электрике. Колпачки изготавливаются из силиконовой резины, они необходимы для защиты контактов проводки и для обеспечения герметичности соединений. Минимальная толщина стенок колпачка составляет 3 мм.
Совет №3 — Оцените качество самой высоковольтной проводки зажигания. Наилучшее качество сегодня имеют силиконовые изделия. Есть несколько несложных способов проверки их качества. Например, можно воздействовать на кабель открытым огнем. Если изоляция качественная, легко оплавить или тем более воспламенить ее не получится. Другой способ проверки заключается в крепком скручивании провода. Если ощущается смещение или скольжение жилы относительно оболочки кабеля, а также возникает характерный хруст, значит, сцепление оболочки с изоляцией некачественное.
Проверка бронепроводов на обрыв
Узнать о наличии обрыва в проводе можно либо с помощью «полевых» методов описанных выше, либо с помощью мультиметра. Последний вариант — точнее и надежнее. Если в проводе есть обрыв, то при проверке цифровым мультиметром сопротивления прибор покажет единицу, а стрелка аналогового прибора будет стремиться к бесконечности.
Важно понимать, что даже с оборванным проводом двигатель может работать, а неисправность будет продолжаться только периодически. Дело в том, что оборванный провод передает напряжение, но делает это намного хуже
В месте разрыва образуется искра, напряжение падает, но оно есть, и свеча зажигания дает искру, хотя и недостаточную для эффективного сгорания топлива. Также у оборванного провода возникает электромагнитный импульс, негативно влияющий на работу датчиков и электросистем.
Срок службы свечей зажигания
Безотказная работы свечей зажигания может быть вполне реальной даже свыше 100 000 км пробега. Хотя, реальный эффективный срок службы этих компонентов составляет от 30 до 50 тысяч км.
Если свечи зажигания не будут выдавать оптимальной искры, то топливо не будет воспламеняться должным образом. В результате этого теряется мощность двигателя, появляются перебои в его работе и увеличивается расход топлива.
Чтобы избежать появления описанных выше симптомов, необходимо выполнять простые рекомендации:
- Заправляйте только проверенное и качественное топливо. Это позволит предотвратить появление красного налета на электродах свечей
- Необходимо установить оптимальный зазор между боковым и центральным электродом. Если зазор будет слишком маленьким, искра будет слабой и мощность двигателя будет далека от максимальной. Если зазор наоборот будет большим – возникнут перебои в работе двигателя, что приведет к постоянным рывкам при движении.
- Используйте свечи зажигания только те, которые рекомендует производитель вашего автомобиля. Калильное число необходимо строго соблюдать.
- Производить замену строго по регламенту завода изготовителя вашей машины
Если даже после замены свечей зажигания перебои в работе двигателя остались, то необходимо проверить высоковольтные свечные провода. Обычно они служат достаточно долго и могут испортиться в основном при механическом воздействии. Но бывают случаи, когда они изнашиваются изнутри.
Для того, чтобы проверить их на работоспособность, необходимо протестировать провода при помощи мультиметра и узнать значение сопротивления. Обычно в инструкции по эксплуатации к вашему автомобилю указаны допустимые значения сопротивления свечных проводов.
Если в результате проведенных замеров выяснилось, что параметры превышают допустимые, высоковольтные провода необходимо заменить на новые. Что касается цены на данные компоненты, то для свечей стоимость может быть от 150 до 1500 рублей в зависимости от типа и производителя. А цена проводов будет примерно в два раза ниже.