Не горят задние стоп сигналы киа спектра • принцип поиска

Не горят стоп сигналы киа спектра в чем причина

Значение реле стоп-сигнала для безопасности

Реле стоп-сигнала является важным элементом безопасности автомобиля Киа Спектра. Оно отвечает за автоматическое включение стоп-сигналов при торможении, что позволяет предупредить других участников дорожного движения о намерении водителя остановиться или замедлиться.

Это особенно важно в темное время суток, при плохой видимости или на дорогах с высоким потоком транспорта. Реле стоп-сигнала сообщает водителям, идущим сзади, о необходимости принять меры для предотвращения столкновения или снижения скорости

Реле стоп-сигнала функционирует следующим образом: при нажатии на педаль тормоза датчик, расположенный на педали, передает сигнал реле. Реле в свою очередь активирует электрическую цепь, которая подает питание на стоп-сигналы. Они начинают мигать или светиться постоянно в зависимости от модели автомобиля.

Наличие функционирующего реле стоп-сигнала существенно повышает безопасность на дороге. Правильно работающий световой сигнал позволяет водителям сзади адекватно прореагировать на ситуацию на дороге. Они могут начать тормозить заранее, снизить скорость или увеличить дистанцию до следующего автомобиля.

Неисправность реле стоп-сигнала может привести к опасным последствиям, таким как непредсказуемое движение сзади и возможность возникновения аварии. Поэтому рекомендуется регулярно проверять работу этого узла, а при необходимости заменить его на новое и исправное реле.

Преимущества реле стоп-сигнала для безопасности:
Улучшение видимости
Включение стоп-сигналов при торможении значительно повышает вероятность того, что другие водители заметят ваш автомобиль и будут готовы принять соответствующие меры.

Снижение риска столкновения
Автоматическое включение стоп-сигналов при торможении позволяет предупредить водителей сзади о вашем намерении остановиться или замедлиться, снижая риск столкновения.

Сознательность других водителей
Оперативное предупреждение о намерении остановиться или замедлиться способствует формированию сознательного поведения других водителей, что улучшает общую безопасность на дороге.

В заключение, реле стоп-сигнала играет важную роль в обеспечении безопасности на дороге. Оно гарантирует, что другие водители будут осведомлены о намерении водителя остановиться или замедлиться. Регулярная проверка работоспособности этого узла и замена его при необходимости способствуют сохранению безопасности во время движения на автомобиле Киа Спектра.

Диагностика неисправности

Если стоп-сигналы на автомобиле Киа Спектра перестали работать, важно определить причину неисправности, чтобы знать, как ее устранить. Диагностика может помочь выявить следующие проблемы:

  • Перегоревшие лампы. Одна из самых распространенных причин неисправности стоп-сигналов – перегоревшие лампы. В этом случае, необходимо проверить и заменить неисправные лампы.
  • Неисправный предохранитель. Если все лампы на стоп-сигналах работают, но они не загораются, возможно, проблема в неисправном предохранителе. Необходимо проверить предохранитель и, если необходимо, заменить его новым.
  • Поврежденный провод. Выполняющий роль электрического соединителя, провод связывает лампу со схемой электроснабжения. Если провод поврежден или оборван, стоп-сигналы не будут работать. Проверьте провод на видимые повреждения и при необходимости замените его.
  • Неисправность выключателя стоп-сигналов. Если вы все проверили, но стоп-сигналы по-прежнему не работают, возможно, проблема в самом выключателе стоп-сигналов. Рекомендуется консультироваться с опытным механиком и, при необходимости, заменить выключатель.
  • Проблемы с электрической системой. Если неисправность стоп-сигналов не удается выявить при проверке ламп, предохранителей и проводов, возможно, проблема связана с электрической системой автомобиля. В таких случаях рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту для дополнительной диагностики и ремонта.

Важно помнить, что безопасность на дороге является приоритетом, поэтому рекомендуется незамедлительно исправить неисправность стоп-сигналов. Если вы не уверены в своих навыках или не можете самостоятельно устранить проблему, лучше обратиться к профессионалам

Блок под капотом

Под капотом находится 1 монтажный блок с предохранителями и реле. Данный блок расположен рядом с передней левой стойкой амортизатора и коробом воздушного фильтра.

Расположение блока предохранителей и реле под капотом Киа Спектра

Для доступа необходимо:

Снять защитную крышку блока, надавив на фиксатор крышки.

Фото блока под капотомФото схемы на обратной стороне крышки монтажного блока под капотомСхема блока предохранителей и реле под капотом Киа Спектра

№ на схеме Номинал пред-ля Защищаемая цепь
1 20 А Питание оборудовния при включенном зажигании (IGN 1)
2 30 А Тормозная система АБС (ABS)
3 30 А Питание вторичных предохранителей на габариты №35 и №34, реле №56 (TNS)
4 30 А Замок зажигания, реле стартера, питание оборудовния при включенном зажигании (IGN 2)
5 20 А Стартер (STARTER)
6 30 А Питание предохранителей №20 и №15, Стоп-сигналы ЭБУ (BTN)
7 30 А / 20 А Вентилятор Радитатора (сис-ма охлаждения двигателя) (COOLING)
8 20 А Вентилятор кондиционера, сист. отопления и кондиционирования (CON/FAN)
9 15 А / 10 А Статер (STARTER)
10 30 А / 25 А Вeнтилятор печки (отопителя) (BLOWER)
11 10 А Кондиционер, Заслонка рециркуляуии воздуха (SR/ACC)
12 10 А Регулировка / корректор света передних фар (HLLD)
13 15 А Аварийная сигнализация (аварийка) (HAZARD)
14 25 А Центральный замок, цз (D/LOCK)
15 30 А Тормозная система АБС (ABS)
16 15 А Люк в крыше (электрический привод) (S/ROOF)
17 25 А Стеклоподъемники – левая сторона (P/WIN RH)
18 25 А Стеклоподъемники – правая сторона (P/WIN LH)
19 15 А Дворники (стеклоочиститель) и омыватель заднего стекла (RR WIPER)
20 10 А Освещение в салоне (плафоны, лампы), Магнитола, Часы, стоп сигналы, звуковые сигналы блока ETWIS (ROOM)
21 25 А Свет передних фар, Генератор (HEAD)
22 15 А Катушки зажигания (IG COIL)
23 10 А Диагностический разъем (OBD ll)
24 15 А Свет передних фар (HEAD 2)
25 10 А Датчик концентрации кислорода – нижний (OX SEN D)
26 10 А Датчик концентрации кислорода – верхний (OX SEN U)
27 10 А Бензонасос (топливный насос) (FUEL PUMP)
28 10 А Форсунки, инжектор (INJECTOR)
29 10 А Муфта компрессора кондиционера (A/CON)
30 10 А Обогрев / подогрев боковых зеркал заднего вида (HTD MIR)
31 10 А Автоматическое включение габаритного света фар, дневные ходовые огни (дхо) (DRL)
32 10 А Противотуманные фонари задние (RR FOG)
33 10 А Противотуманные фары передние (птф) (FRT FOG)
34 10 А Габаритные огни правая сторона (TAIL RH), подсветека номера
35 10 А Габаритные огни левая сторона (TAIL LH)
36 15 А Ближний свет фар (правая и левая фары) (HEAD LOW)
37 15 А Дальний свет фар (правая и левая фары) (HEAD HI)
38 15 А Сигнал (гудок, клаксон) (HORN)
39 30 А Обогрев / подогрев заднего стекла (DEFOG)
41 10 А Резервный (запасной) (SPARE)
42 15 А Резервный (запасной) (SPARE)
43 20 А Резервный (запасной) (SPARE)
44 25 А Резервный (запасной) (SPARE)
45 30 А Резервный (запасной) (SPARE)
МИКРОРЕЛЕ
50 Реле света передних фар (HEAD)
51 Реле света передних фар (HEAD 2)
52 Реле Бензонасоса (топливного насоса) (FUEL PUMP)
53 Главное реле сист-мы управления двигателем (EGI MAIN)
54 Кондиционер, муфта компрессора кондиционера (A/CON)
55 Сигнал (гудок, клаксон) (HORN)
56 Габаритные огни, питание предохранителей №34 и №35 (TNS)
МИНИ РЕЛЕ
60 Стеклоподъемники (P/WIN)
61 Вентилятор печки (отопителя) (BLOWER)
62 Реле Стартера (STARTER)
63 Реле вентилятора Радитатора (сис-ма охлаждения двигателя) (COOLING)
64 Вентилятор кондиционера, сист. отопления и кондиционирования (CON/FAN)
65 Обогрев / подогрев заднего стекла (DEFOG)

Видео по теме

Надеемся наша статья с обозначением и распиновкой предохранителей и реле была для вас полезной, вопросы и комментарии оставляйте ниже!

Как исправить неисправность стоп-сигналов на автомобиле Киа Спектра

Неисправность стоп-сигналов на автомобиле Киа Спектра может быть вызвана несколькими причинами. Если вам необходимо исправить эту проблему, следуйте приведенным ниже рекомендациям.

Проверьте лампочки стоп-сигналов. Начните с осмотра лампочек стоп-сигналов. Они могут перегореть и требовать замены. Убедитесь, что лампочки не разбиты и хорошо прилегают к гнездам. Если лампочки перегорели, замените их новыми.

Проверьте предохранители. Проверьте предохранители, отвечающие за работу стоп-сигналов. Они могут перегореть и требовать замены

Обратите внимание на инструкцию по эксплуатации автомобиля, чтобы найти местоположение предохранителей, связанных со стоп-сигналами. Если нужно, замените перегоревшие предохранители на новые.

Проверьте проводку и разъемы

Возможно, проблема в проводке или разъемах, связанных с стоп-сигналами. Проверьте провода на наличие повреждений, трещин или обрывов. Также проверьте разъемы на наличие ржавчины или окисления. Если вы обнаружите поврежденные провода или разъемы, замените их или восстановите.

Проверьте коммутацию педали тормоза. Проверьте, правильно ли работает механизм коммутации педали тормоза. Убедитесь, что он правильно подключен и не застрял. Если механизм не функционирует должным образом, замените его новым.

Обратитесь к сервисному центру. Если вы не можете найти причину неисправности стоп-сигналов или не можете самостоятельно устранить эту проблему, наилучшим решением будет обратиться в сервисный центр. Там опытные специалисты смогут определить причину неисправности и выполнить необходимые ремонтные работы.

Запомните, что исправность стоп-сигналов важна для вашей безопасности и безопасности других участников дорожного движения. Поэтому регулярно проверяйте работу стоп-сигналов на вашем автомобиле и немедленно устраняйте любые неисправности.

Неисправность светодиодных стоп-указателей

Если после проведения описанных выше мероприятий не удается определить причину, почему не горят стоп-сигналы, следует уточнить тип применяемых ламп. Они могут быть выполнены на светодиодах. Их установка имеет ряд особенностей. Обычно светодиодные лампы имеют определенную полярность подключения к бортовой сети автомобиля.

Производители всегда учитывают ее при разработке. Неправильное подключение приводит к тому, что лампа не горит. В отдельных случаях такое включение может привести к ее повреждению. Если обнаружено нарушение полярности подключения, это говорит о том, что ремонт на автомобиле был произведен неквалифицированным лицом.

Важность регулярной проверки реле стоп-сигнала

Реле стоп-сигнала – это важный элемент автомобиля, который отвечает за управление задними стоп-сигналами. Задние стоп-сигналы играют ключевую роль в безопасности дорожного движения, поэтому необходимо регулярно проверять работу и исправность данного реле.

Особенности работы реле стоп-сигнала заключаются в следующем:

  • Включение задних стоп-сигналов при нажатии на педаль тормоза;
  • Выключение стоп-сигналов при отпускании педали тормоза;
  • Мгновенное включение стоп-сигналов для предупреждения других водителей о торможении;
  • Регулировка яркости стоп-сигналов в зависимости от условий света на дороге.

Если реле стоп-сигнала не работает должным образом, то возникает риск возникновения аварийных ситуаций на дороге. Порой проблема связана с износом реле или его поломкой, но также может быть вызвана неисправностью электрической системы или плохим контактом.

Регулярная проверка реле стоп-сигнала позволяет выявить и устранить проблемы до их обострения. Для проведения проверки необходимо:

  1. Выключить двигатель и открыть крышку предохранителей автомобиля;
  2. Найти предохранитель, который отвечает за реле стоп-сигнала;
  3. Проверить целостность предохранителя и его надежное соединение;
  4. Проверить контакты реле на приемлемое состояние – они не должны быть окисленными или поврежденными;
  5. При необходимости заменить предохранитель или реле на новые.

Если в процессе проверки реле стоп-сигнала вы обнаружили какие-либо неисправности или проблемы, рекомендуется обратиться к автомастеру или специалисту сервисного центра, который поможет вам решить проблему и обеспечить надежную работу задних стоп-сигналов.

Проблема Причина Решение
Несрабатывание стоп-сигналов Поломка реле стоп-сигнала Замена реле на новое
Мерцание или периодическое выключение стоп-сигналов Плохой контакт Проверка и очистка контактов реле
Слабая яркость стоп-сигналов Неисправная электрическая система Проверка электрической системы и замена неисправных деталей

Важно помнить, что реле стоп-сигнала – это одна из ключевых деталей безопасности автомобиля. Регулярная проверка и устранение проблем связанных с реле стоп-сигнала поможет предотвратить аварии на дороге и обеспечить безопасность водителя и пассажиров

Поговорите с механиком

Когда ничего не помогает, отнесите машину к механику. Не стоит рисковать тормозной системой, даже если проблема связана только со светом.

Эти огни не только сбивают с толку других водителей, но и могут привести к чрезмерному износу тормозных колодок или роторов. Кроме того, вы не знаете, что еще не так, что могло бы оставить вас без тормозов, если не починить.

Всем доброго времени суток и хорошего настроения! Наверняка многие из водителей сталкивались с ситуацией когда не горят стоп сигналы. Некоторым может показаться, что ничего серьезного и опасного в этом нет, и якобы без проблем можно и дальше эксплуатировать авто с такой неисправностью. Это заблуждение.

Работа всей светотехники на машине играет огромную роль. Это распространяется не только на головной свет, но и на сигнальные фонари. Не так давно мы уже обсуждали вопрос регулировки ближнего света . Но сейчас вопрос более серьезный, поскольку он касается неисправности светового оборудования.

Помимо вероятности спровоцировать ДТП, неисправные стопы также влекут за собой наложение денежного штрафа со стороны сотрудников ГИБДД. Главный упор стоит делать на личную безопасность.

Как исправить стоп-сигналы, которые остаются включенными

  1. Открывайте багажный отсек и снимайте задние фары.
  2. Проверяйте старые лампочки на факт исправности. Если не горят стоп-сигналы, запаситесь заведомо исправной лампой и устанавливайте ее (вместо вышедшей из строя) в патрон для проверки. Если новой лампочки нет, доставайте ее из другого гнезда фары, к примеру, из разъема «поворотников».
  3. Устанавливайте исправные лампочки в обе фары, жмите на педаль тормоза и контролируйте факт появления свечения. Помните, что замена должна производиться попарно. Это объясняется тем, что в некоторых авто стоп-сигналы не работают, в случае перегорания только одной лампы.
  4. Если свечение имеется, то проблема решена, и остается приобрести новые лампочки.
  5. При отсутствии результатов, осматривайте контактную группу в патроне и близлежащих точках схемы. Зачищайте контактные соединения и наносите специальный состав.
  6. Снова жмите на тормоз и проверяйте лампы на факт горения. Если лампочки светятся, то, для решения проблемы, достаточно их замены. При отсутствии результатов, продолжайте диагностику неисправности.

Почему у меня не работают задние фонари, когда включены фары Проверьте розетку, если вы видите две цепи или одну, а затем проверьте лампочку. Замените лампочку, если она не того типа.

Основные причины

Практически все проблемы, имеющие отношение к автомобильной электрике, решаются примерно одним путем. Нужно искать потенциальную или вероятную причину неисправностей в самом проблемном объекте, либо разбираться в системе, отвечающей за подачу питания.

Точно так же обстоят дела с устройствами, которые называются стоп-сигналом. Если они перестали работать, тогда следует искать причину в одном из следующих пунктов:

  • Возникли проблемы с плавкими предохранителем. Он окислился или полностью вышел из строя;
  • Есть неисправности в самих лампах или одной лампе, в зависимости от того, сколько стопов не работает;
  • Причина кроется в механизме, ответственном за включение предупредительного сигнала при нажатии тормоза;
  • В гнезде, куда устанавливается лампочка стопа, окислились контакты;
  • Появились более серьезные проблемы, связанные с повреждением проводки.

Опираясь на озвученные причины, почему могут перестать работать стопы, можно сделать вполне объективный вывод. Действительно серьезная неисправность касается лишь износа или повреждения электропроводки. Решать такую задачу своими руками не всегда правильно.

Когда отказывают задние стопы (левый и правый), либо дополнительный центральный повторитель стоп-сигнала, не спешите искать автоэлектрика и предлагать ему деньги за устранение неполадок.

Есть высокая вероятность того, что вы сумеете все сделать собственными силами. Вам потребуется лишь стандартный набор инструментов для автомобилиста, а также осознания того, как вообще устроена светотехника конкретно в вашем транспортном средстве. Начните с наиболее вероятных и достаточно простых в плане решения возможных неисправностей. Только если окажется, что дело в плохой или поврежденной электропроводке, тогда есть смысл посетить хороший автосервис. Такие задачи лучше поручить опытным мастерам. Из основных составляющих для самостоятельного восстановления работоспособности стоп сигналов вам понадобится запасная исправная лампа, контролька или мультиметр, а также подходящие инструменты.

Не лишним будет изучить руководство по эксплуатации и понять, как добраться на вашей машине до стопов.

Предохранитель

Первое, с чего стоит начать, это с поиска монтажного блока, в котором располагается ответственный за стоп-сигнал плавкий предохранитель.

Причем у каждой машины своя электросхема и особенности расположения предохранителей.

Они могут существенно отличаться в зависимости от транспортного средства, такого как:

  • ВАЗ 2110;
  • ВАЗ 2107;
  • Тойота Рав 4;
  • Форд Фьюжн;
  • ВАЗ 2114;
  • ВАЗ 2115;
  • Форд Фокус;
  • Шевроле Лачетти;
  • Лада Гранта;
  • Хендай Акцент;
  • Рено Логан;
  • Хендай Солярис и пр.

Сгоревший предохранитель довольно часто становится причиной отказа ряда оборудования, включая световые прибору. Предохранители проверяют визуально и с помощью мультиметра.

Но есть простой и действенный способ проверки, занимающий минимум времени. Для этого запустите двигатель и зажмите кнопку клаксона. Это подходит не для всех моделей авто, но на множестве ТС за звуковой сигнал и стопы часто отвечает один и тот же предохранитель.

Если дело не в нем, продолжаем поиски дальше.

Тормозные лампы и их патроны

Далее стоит переключиться уже на сами фонари стоп-сигналов. В большинстве машин, чтобы получить доступ к стопам, открывается багажный отсек, снимается плафон задней оптики, после чего уже можно добраться до самих стопов.

Замена лампы в противотуманной фаре KIA Spectra

И эта разница в фарах стала меня гораздо меньше напрягать. Конечно это не на долго и эффект мутности со временем снова даст о себе знать, но если правильно ухаживать киа спектра замена ламп противотуманок фарой, то все будет нормально.

И кстати для усиления эффекта рекомендую пройтись по фаре после антицарапина любой полтролью с воском — он как никак защитит фару. Первым делом я заменил габариты.

На ланосе стояли купленные в Би Би за 60 р шт диоды. Мне очень нравилось как они светили, именно белые, а не диоды непонятного фиолетового света! Собственно не долго думаю, такие же были установлены на Спектру. А вот и на машине: Теперь перейдем непосредственно к свету. Киа спектра замена ламп противотуманок на СТО мне меняли передние пружины, я добрался до лампочек. И какого же было мое удивление когда ближний свет то подошел — цоколь H7, а вот дальний, судя по БЖ многих на Д2 и вообще инфе в сети был указан H1, а на самое деле оказался тоже H7.

Это особенность Спектр ИЖевской сборки, ну не знал я об. Хорошо что где брал лампочки, работает знакомый и все киа спектра замена ламп противотуманок обратно. Какие же лампы ставить? III K 12V 55W PWони служат долго, имеют приятный белый свет, но так же имеют кусачую цену — от до р за комплект из 2х ламп, но они реально того стоят! Пообщался со знакомыми, очень уж хвалили.

Но честно пока что жаба не дала их купить. И я стал искать более дешевые лампочки, но с белым светом.

Решил идти по такому пути — возьму не дорогие, киа спектра замена ламп противотуманок долго, то хорошо, а если быстро сгорят, то тогда уж закажу хорошие. Сначала я все таки хотел поставить что то типа Osram Night Breaker или филиппсов Blue Vision отъездил на Ланосе с такими, все устраивалоно почитал много негативных отзывов о сроке службе подобных ламп, а стоят они я вам скажу не дешево — порядка р.

Начал шерстить форумы и почитал много лестных отзывов о лампах фирмы SCT, мол германские, не дорогие, служат относительно нормально. Ну я недолго думаю пошел к другу в магазин и взял попробовать такие, киа спектра замена ламп противотуманок че то около р за штуку — не дорого и много обещающая надпись на коробке эффект Xenon ага, конечно Если кому то надо то вот их артикул: Жаль фотик не передает эффект, в габарите стоит диод и он создает впечатление что свет синий, на самом деле нет — лампы не плохие, лучше чем сток, но они все равно желтые, ни окаком там эффекте ксенона речи и быть не.

Если на лампе все-таки остались жировые пятна, удалите их спиртом. Вставьте новую лампу в отражатель, установите на место пружинный фиксатор лампы и подсоедините к лампе колодку жгута проводов. Поверните патрон лампы габаритного света против часовой стрелки и извлеките его из блок-фары.

Извлеките из патрона лампу. Вставьте в патрон новую лампу и установите патрон на место. Установите на место крышку фары. Поверните патрон лампы указателя поворота против часовой стрелки Поверните лампу против часовой стрелки Установите новую лампу в патрон и патрон в блок-фару. Для замены киа спектра замена ламп противотуманок в противотуманной фаре выполните следующие операции.

Отсоедините провод от клеммы “—” аккумуляторной батареи. Сожмите фиксаторы Поверните патрон против часовой стрелки и извлеките его из фары.

Установите лампу в сборе с патроном в порядке, обратном снятию. Для замены лампы бокового фонаря указателей поворота киа спектра замена ламп противотуманок следующие операции. Снимите боковой фонарь указателей поворота смотрите “Боковой поворотник”. Извлеките лампу из патрона. Вставьте новую лампу в патрон, а патрон в корпус указателя.

Установите боковой фонарь указателей поворота в порядке, обратном снятию.

Для замены киа спектра замена ламп противотуманок лампы в заднем фонаре выполните следующие операции. Снимите задний фонарь смотрите “Задний фонарь”. Поверните патрон лампы против часовой стрелки Нажмите на лампу, требующую замены, поверните ее против часовой стрелки При установке новой лампы выступы на лампе должны попасть в прорези на патроне. Установите детали в порядке, обратном снятию. Для замены лампы в заднем противотуманном фонаре выполните следующие операции.

Поверните патрон против часовой стрелки и извлеките его из заднего противотуманного фонаря.

Нажмите на лампу, требующую замены, поверните ее против часовой стрелки и выньте лампу из патрона. Для замены лампы в фонаре освещения номерного знака выполните следующие операции.

Как решить проблему с реле стоп-сигнала

Проблемы с реле стоп-сигнала у Киа Спектра могут возникать из-за разных причин. Однако, в большинстве случаев проблему можно решить следующими способами:

  • Проверьте предохранители: начните с проверки предохранителей, отвечающих за работу стоп-сигналов. Они могут быть перегоревшими или поврежденными. Если предохранитель сломан, замените его новым с такой же номинальной мощностью.
  • Проверьте лампочки: проверьте состояние лампочек стоп-сигналов. Они могут быть перегоревшими или оборванными. Если лампочка испорчена, замените ее новой.
  • Проверьте провода: иногда проблема с реле стоп-сигнала может быть вызвана повреждением проводов. Осмотрите провода на наличие обрывов или повреждений. Если найдете повреждения, замените поврежденные участки.
  • Проверьте блок реле: блок реле может быть неисправным и нуждаться в замене. Если вы решились на замену блока реле, обратитесь в автосервис, чтобы это сделать профессионально.

Если после выполнения этих шагов проблема не решена, лучше обратиться к опытному специалисту, который сможет выявить и исправить неисправность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Транспортный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: