Осушитель воздуха маз устройство и принцип работы

Осушитель воздуха маз устройство и принцип работы

Осушитель воздуха МАЗ — назначение и особенности агрегата

Пневмосистема грузовых автомобилей чувствительна к влаге. 

Механизмы разрушаются и ржавеют. Удалить влагу и защитить систему поможет осушитель воздуха МАЗ.

Особенности устройства прибора

Осушитель устанавливается после компрессора. В грузовых автомобилях применяются трубчатые и адсорбционные приборы. Устройства второго типа более эффективные. Осушители состоят из:

  • Нагревателя;
  • Регулятора давления;
  • Глушителя;
  • Патрона.

Основные элементы находятся в литом корпусе клапанов осушителя воздуха МАЗ 5440. 

Главные компоненты прибора обеспечивают управление пневмосистемой. В корпусе располагаются предохранительный и обратный клапаны. На поверхности – штуцеры и патрубки.

В осушителе воздуха МАЗ имеется нагреватель. При температуре ниже +5 градусов прибор поддерживает необходимый для адсорбента микроклимат. Нагреватель не позволяет воде в системе замерзнуть. 

Защищает от разрывов и деформаций. Для подключения нагревательного элемента на корпусе есть разъем. Внизу установлен глушитель для устранения неприятного шума.

В верхней части закреплен осушительный патрон. Запчасть применяется для удаления влаги из поступающего воздуха. В патроне есть емкость цилиндрической формы с адсорбентом. Деталь установлена на фильтрах. Сверху прижимается пружиной. На дне патрона предусмотрено отверстие с резьбой.

Принцип работы осушителя воздуха МАЗ

Из компрессора воздуха попадает в корпус прибора. По каналу поступает в патрон. 

Сжатый воздух проходит сквозь адсорбент осушителя МАЗ. Большая часто влаги осаждается, а фильтры задерживают различные примеси. 

После сушки воздух выходит из патрона. По каналам поступает на регулятор давления. Затем на предохранительный клапан. Осушенный воздух оказывается в тормозной системе.

Техническое обслуживание

При правильной эксплуатации осушитель воздуха МАЗ 5440 прослужит несколько лет. Для нормальной работы устройства следите за пневмоприводом. Контролируйте герметичность, а также наличие конденсата в ресиверах. Чтобы зимой прибор не замерз, глушите двигатель после включения регулятора давления.

Сроки замены осушителя воздуха МАЗ 4370 зависят от условий эксплуатации. Со временем адсорбент теряет способность к впитыванию влаги. Поэтому необходимо проводить регенерацию. Выполняют обратную продувку осушителя из ресивера.

Если соблюдать сроки замены осушителя воздуха МАЗ 4370 и патрона, прибор надежно защитит систему от поломок и разрушений. При поломке клапанов придется устанавливать новый прибор. 

Глушитель можно менять отдельно.

Рекомендуется раз в год заменять патрон. Во время установки новой запчасти удаляют старую прокладку. Новый уплотнитель смазывают маслом. Ремонтные работы проводят при выключенной подаче воздуха.

Купить необходимые запчасти и узнать цену осушителя воздуха МАЗ вы можете на нашем сайте.

Рекомендуем почитать:

  1. Обзор датчика давления масла МАЗ
  2. Установка и ремонт энергоаккумуляторов МАЗ
  3. Блок бортовой системы БСК-4 МАЗ
  4. Особенности подушки кабины МАЗ
  5. Генераторы радиоволна – качество и надежность
  6. Советы по ремонту коробки передач МАЗ

Устройство и принцип работы

Влагоотделитель Wabco представляет собой фильтр, снабженный электроприводом. Запуск устройства осуществляется в автоматическом режиме, как только температура окружающей среды понижается до +6-7°С. Как только в тормозной системе показатель стабилизируется, прибор отключается. Адсорбционные гранулы находятся в сменном фильтре, который необходимо периодически продувать сжатым воздухом для максимальной производительности.

Конструктивно осушитель состоит из следующих элементов:

  • литой корпус, в который помещается стакан с адсорбентом;
  • первичный и вторичный грязевой фильтр;
  • регулятор давления;
  • группа клапанов;
  • подогреватель корпуса;
  • глушитель («грибок»);
  • питающие подводы;
  • осушительный патрон.

Все основные элементы осушителя расположены внутри корпуса, именно они отвечают за производительность и эффективность работы агрегата. Внешне устройство напоминает масляный фильтр.

Принцип работы влагоотделителя предельно простой. Воздух от компрессора направляется в корпус, через каналы попадает в патрон и проходит через адсорбент. Здесь оседает 90% конденсата. Грязевые фильтры задерживают механические взвеси. После этого сухой воздух направляется на регулятор давления и поступает непосредственно в систему.

По мере эксплуатации, уровень влаги в адсорбенте повышается, фильтр теряет производительность. До истечения срока выработки ресурсов, устройство регулярно регенерируется. Производится обратная продувка, чтобы излишки влаги вышли через специальный клапан. Регенерация сопровождается повышенным шумом, поэтому на агрегате предусмотрен глушитель.

При температурах окружающей среды +6…+7°С на влагоотделителе автоматически включается нагреватель корпуса. Это обеспечивает постоянную положительную температуру адсорбента, с целью предупреждения замерзания жидкости в гранулах, которое может привести к разрыву прибора. Для подключения к электросети КамАЗ, на корпусе осушителя предусмотрен специальный разъем. Устанавливается прибор сразу после компрессора, на правом лонжероне рамы.

Установка

Если влагоотделитель полностью вышел из строя, необходимо обеспечить его замену новым устройством. При желании процедуру монтажа свежего агрегата можно выполнить своими руками.

Чтобы установка устройства была качественной, потребуется предварительно подготовить следующие инструменты и материалы:

  • средства индивидуальной защиты: маска и очки;
  • гаечный ключ;
  • отвертку;
  • сварочный аппарат для подгона размера труб;
  • молоток.

Для проведения процедуры владельцу авто следует:

  1. Поставить автомобиль на ровную поверхность, предварительно зафиксировав его положение.
  2. Снять кронштейн транспортного средства, используя соответствующий инструмент.
  3. Открутить болты фиксации, удерживающие корпус радиатора.
  4. Снять уплотнительные кольца и прокладку, проведя самостоятельную разгерметизацию системы.
  5. Прикрутить устройство к раме посредством использования крепежных болтов.
  6. Подсоединить трубу от компрессора к влагоотделителю.
  7. Проверить плотность прилегания мембраны.
  8. Осмотреть состояние клапанов и заменить их при необходимости.
  9. Проверить показатель уровня давления и степень сжатия поступающего в систему воздушного потока.
  10. Выполнить монтаж уплотнительных колец и фильтрующего элемента.
  11. Вернуть верхнюю крышку на место и зафиксировать ее болтами.

Последний шаг заключается в обратной сборке механизма. Установку оборудования можно проводить только в вертикальном положении, а также следует позаботиться о том, чтобы положение всех элементов было надежно зафиксировано и закреплено.

Проверить работоспособность механизма можно посредством включения двигателя. Если мотор работает исправно, и в процессе работы не возникают неприятные звуки, значит, ремонт был выполнен правильно. Если были обнаружены проблемы в работе устройства, рекомендуется обратиться за помощью к специалистам сервисного центра.

Влагоотделитель – специальное устройство, способствующее безопасной и комфортной эксплуатации грузового автомобиля.

  • Ремонт кулисы ока сеаз 11116

      

  • Ошибка датчика давления газа слишком низкое диджитроник

      

  • Замена масла в коробке шкода румстер механика

      

  • Где лучше разместить антенну сигнализации в машине

      

  • Автомагнитола днепр ам 4351 схема

Общее устройство и принцип работы осушителя воздуха МАЗ

Конструктивно осушитель состоит из двух блоков:

  • Литой корпус клапанов и регулятора давления;
  • Патрон осушителя воздуха.

В корпусе расположены все основные компоненты осушителя, обеспечивающие его работу и управление пневматической системой: регулятор давления, группа клапанов (обратный, предохранительный и другие), подогреватель корпуса и прочее. Также в корпусе выполнены воздушные каналы, а на его поверхности располагаются все необходимые патрубки и штуцеры. В нижней части корпуса находится глушитель («грибок»).

Сверху на корпусе посредством резьбы крепится осушительный патрон — именно он играет ключевую роль в удалении влаги из воздуха. Патрон содержит в себе цилиндрическую воздухопроницаемую емкость с гранулированным адсорбентом, которая в нижней части опирается на воздушные фильтры (обычно из волокнистых материалов), а сверху прижата пружиной. В дне патрона имеется одно центральное отверстие с резьбой (для установки на корпус) и ряд периферийных отверстий меньшего размера — в целом, устройство осушительного патрона очень напоминает конструкцию масляного фильтра.

Работает осушитель следующим образом. Сжатый воздух от компрессора поступает в корпус осушителя и через канал направляется в патрон (на ряд периферийных отверстий). Здесь воздух проходит через адсорбент, на котором осаждается основная масса содержащейся в нем влаги. Одновременно фильтрами задерживаются механические примеси. После осушения воздух выходит через центральное отверстие патрона, каналами осушителя направляется на регулятор давления и предохранительные клапаны, и далее по нескольким магистралям поступает в систему (обычно на два автономных контура и в регенерационный ресивер).

С течением времени концентрация жидкости в адсорбенте повышается, и он теряет способность впитывать новую влагу. Поэтому периодически проводится регенерация осушителя — эта операция заключается в обратной продувке осушителя воздухом из регенерационного ресивера. Воздух, проходя через адсорбер, осушает его, и вместе с влагой выходит из осушителя через специальный клапан. Так как выпуск воздуха сопровождается интенсивным шумом, на осушитель устанавливается глушитель.

В холодное время года при температурах ниже +5…+7°C в осушителе автоматически включается нагревательный элемент. Это необходимо для поддержания положительной температуры адсорбента независимо от температуры окружающей среды. При отрицательных температурах вода в адсорбенте может замерзнуть, что не только снижает эффективность осушителя, но и может привести к его деформации и разрыву.

Для подключения и управления нагревателем и клапанами на корпусе осушителя имеется специальный разъем. На автомобилях КАМАЗ, МАЗ и автобусах ПАЗ и ЛиАЗ устанавливаются осушители на 24 В.

Монтируется осушитель на правом лонжероне рамы, здесь же располагается часть ресиверов. Осушитель связан с компрессором и ресиверами посредством металлических и резиновых трубок.

Устройство осушителя воздуха Wabco включает в себя особые гранулы, впитывающие влагу из воздуха, через которые происходит продувание сжатого воздуха. Благодаря чему происходит удаление паров воды и загрязнений. Эти особые гранулы помещены в сменный фильтр, который нужно регулярно прочищать и восстанавливать. Уход за сменным фильтром осуществляется посредством направления сухого воздуха в сжатом состоянии в самом начале разгрузки в противоположную сторону — через впитывающие гранулы в воздух.

Осушитель Wabco размещается в пневмоприводе тормозов машин и включается автоматически, если температура понизилась до 7 градусов. Когда температура дойдет до определенного нужного значения, прибор автоматически выключается. Кроме внимания к герметичности пневмопривода, особого специального обслуживания и беспокойства осушитель воздуха Wabco не требует.

Зимой советуется глушить двигатель после так называемого «чихания» регулятора давления, иначе осушитель воздуха может замерзнуть.

Срок службы осушителя воздуха Wabko, при условии соответствующего ухода и эксплуатации, составляет 2 года. Нагнетание не должно быть более 50% времени работы осушителя воздуха Wabko, только при этом условии возможнаполная очистка сжатого воздуха. Оставшуюся половину времени работы осушителя воздуха должен занимать процесс продувания осушительного элемента для восстановления его способности поглощать. Контроль количества конденсата в ресиверах помогает следить за эффективностью осушителя воздуха Wabko. Сегодня модели осушителя Wabko стали выходить с интегрированным регулятором давления, что увеличивает быстродействие регулятора и уменьшает число пневматических шлангов.

Правила эксплуатации

В процессе использования элемент практически не требует обслуживания. Однако несколько правил помогут продлить срок службы системы и отдельных элементов ее конструкции

Специалисты и владельцы автомобилей КамАЗ рекомендуют принимать во внимание следующие моменты:

Необходимо правильно устанавливать устройство

Важно, чтобы сливной шланг был направлен вниз. Это поможет быстрому и беспрепятственному удалению конденсата из системы

Если не предусмотреть этого, довольно быстро корпус конструкции начнет покрываться ржавчиной.
Следует позаботиться о герметичности системы. Особенно в том случае, если был установлен бывший в употреблении отделитель. Чтобы обеспечить высокую и надежную герметичность, рекомендуется обновить уплотнительные элементы. Это поможет защитить резиновые диафрагмы тормозных камер от пагубного влияния жидкости или масла.

Дополнительно советуют регулярно проводить осмотр и техническое обслуживание устройства. Главная причина, из-за которой влагоотделитель может выйти из строя, — это разгерметизация.

Схема МАЗ 5440

     МАЗ-5440 — подробная электросхема грузового автомобиля, обозначение элементов показано под каждым фрагментом модуля. Предназначена для автосервисов с целью проведения ремонтных работ и обслуживания грузовика МАЗ-5440.

Схема установки элементов электрооборудования электронных систем на автомобилях МАЗ 5440

4 54402-3724610 Жгут АБС по кабине 5 54402-3724651 Жгут пневмоподвески по кабине 1 54402-3724670 Кабель спиральный 3 54402-3724750 Жгут пневмоподвески по шасси 2 54402-3724760 Жгут АБС по шасси 6 54402-3724763 Датчик АБС с кабелем ф. «WАВСО» 7 54402-3724763-010 Датчик АБС с кабелем ф. «WАВСО»

Электрооборудование различных датчиков грузовика МАЗ-5440

2 51.10100.7389 Датчик подъёма иглы 3 51.27120.0005 Датчик оборотов двигателя 4 51.27120.0006 Дополнительный датчик оборотов двигателя 1 51.27421.0078 Датчик температуры охлаждающей жидкости 5 51.27421.0102 Датчик давления турбонаддува 6 81.25426.6894 Жгут по двигателю

Контрольные лампы МАЗ 5440 — схема

1 7712.00.00.000-36 Лампа контрольная 2212.3803-53 ТУ РБ 07526946.113-96 2 7712.00.00.000-37 Лампа контрольная 2212.3803-54 ТУ РБ 07526946.113-96 3 7712.00.00.000-38 Лампа контрольная 2212.3803-56 ТУ РБ 07526946.113-96 4 7712.00.00.000-39 Лампа контрольная 2212,3803-55 ТУ РБ 07526946.113-96 5 7712.00.00.000-40 Лампа контрольная 2212.3803-73 ТУ РБ 07526946.113-96 6 7712.00.00.000-41 Лампа контрольная 2212.3803-74 ТУ РБ 07526946.113-96 7 7712.00.00.000-65 Лампа контрольная 2212.3803-85 ТУ РБ 07526946.113-96

Электросхема блока коммутационной аппаратуры и реле автомобиля

8 111.3722004 Предохранитель 30А 15 201420 Болт 17 250508 Гайка М6-6Н ОСТ 37.001.124 -75 16 252004 Шайба 6 ОСТ 37.001.144 -96 13 461.3747 Реле стеклоочистителя7 469.32 Предохранитель 8А 23 544008-3724004 Жгут по правому лонжерону 21 544008-3724008 Жгут основной 20 544008-3724087 Жгут отопления 28 544010-3724160 Жгут двигателя 14 54402-3722014 Кронштейн верхнего крепления БКА 24 54402-3722021 Кронштейн 25 54402-3722026 Кронштейн нижнего крепления БКА 29 54402-3722027 Кронштейн нижнего крепления БКА 21 54402-3724008 Жгут основной 27 54402-3724130 Жгут стеклоочистителя 28 54402-3724157 Жгут на двигатель 26 54402-3724327 Жгут по левому лонжерону 23 54421-3724004 Жгут по правому лонжерону 22 54421-3724010 Жгут дополнительный 18 54421-3724012 Жгут выключателей основных 19 54421-3724014 Жгут выключателей дополнительных 26 64302-3724327 Жгут по левому лонжерону 11 733.3747-10 Реле-сигнализатор 5 738.3747-20 Реле стартера 10 81.25902.0415 Реле ЭФУ 3 81.25902.0465 Блок ЭФУ 6 903.3747 Реле 1 БКАЗ Блок коммутационной аппаратуры 9 ПР109.3722001 Предохранитель 60А 2 ПЭУП-2 Прерыватель указателя поворотов 4 РС943 Реле прерыватель

Расположение элементов электронных систем в кабине автомобилей МАЗ 5440

Экономитель топлива
Новая разработка — магнитная насадка снижающая расход бензина или солярки в автомобиле.

Принцип действия влагоотделителя с РДВ

Принцип работы устройства данного типа практически такой же, как и того, что описан выше. Горячий воздух проникает внутрь радиатора. В нем происходит его охлаждение и осушение. Следующий этап на пути воздушного потока – это спиральный канал, образуемый между корпусом отделителя и РДВ.

Внутри спирального канала происходит очистка воздуха от примесей масла и лишней жидкости. По окончании процедуры воздушный поток отправляется в пневмосистему. В это время конденсат с маслом скапливаются на дне корпуса, клапан открывается, и происходит выброс смеси.

У влагоотделителя с РДВ есть достоинство, заметно отличающее его от классического устройства. Главным отличием является улучшенный процесс удаления конденсата. В стандартном агрегате конденсат удаляется не до конца. Зимой остатки конденсата внутри системы способны привести к быстрому износу и поломке конструкции.

Во влагоотделителе с РДВ во время удаления конденсата проводится продувка, за счет чего удается полностью устранить всю скопившуюся жидкость. Именно поэтому подобные агрегаты считаются наиболее востребованными на рынке.

Фильтр Wabco: эксплуатация и замена

Влагоотделитель имеет ограниченный срок эксплуатации. При условии правильного использования, рабочий ресурс заканчивается через 2-2,5 года. При появлении влаги в ресиверах следует заменить патрон (фильтр). Сервисное обслуживание производится в следующем порядке:

  • корпус очистителя протирается растворителем для удаления пыли и грязи;
  • из трубопровода выпускается воздух – ослабить резьбовое соединение с компрессором;
  • выкрутить патрон фильтра;
  • ещё раз аккуратно протереть корпус, не допуская попадания механической взвеси внутрь прибора;
  • вкрутить новый патрон (для Wabco арт. 432 410 0200), перед этим немного смазать уплотнитель;
  • затянуть резьбовое соединение между трубопроводом и компрессором.

Для регенерации очистителя Wabco, необходимо использовать ремкомплект арт. 8673.00.00.000-01 или 8673.00.00.000.

Полная замена устройства также не представляет трудностей для опытных автомобилистов. Для монтажа потребуется минимальный набор инструментов: молоток, отвёртка, гаечный ключ и сварочный аппарат.

Работы производятся в следующем порядке:

  • транспорт установить на ремонтную платформу;
  • демонтировать кронштейн, снять радиатор, уплотнители и прокладку;
  • прикрутить осушитель к раме;
  • подсоединить к устройству трубопровод от корпуса компрессора;
  • визуально оценить плотность мембраны;
  • протестировать давление в системе и клапан слива конденсата;
  • монтировать уплотнители на очиститель и верхнюю крышку;
  • установить радиатор, кронштейн.

По завершению работ проверить функционал тормозной системы.

Как он устроен?

Конструкция влагоотделителя включает несколько ключевых элементов, к которым относят:

  • Компрессор. Механизм, предназначенный для повышения показателя давления и сжатия поступающего воздуха. Изготавливают преимущественно из алюминия, обеспечивая высокую прочность.
  • Радиатор. В него попадает сжатый компрессором воздух. Представляет собой механизм, обеспечивающий рассеивание тепла. Примечательно, что для предотвращения перегрева в радиаторе предусмотрена система охлаждения.
  • Корпус, изготавливаемый из прочных материалов.
  • Стакан, вместе с корпусом представляющий собой внутреннюю полость конструкции.
  • Дефлектор. Особый механизм, используемый для увеличения показателя тяги момента в процессе эксплуатации транспорта.
  • Фильтры. Способствуют очистке воздуха от пыли и мелких частиц. Конструкция фильтров состоит из уплотнительных колец, на которых происходит скапливание грязи.
  • Клапан и пробка. Главная задача элементов – устранение скопившейся на внутренней части конструкции фильтра пыли.

Также конструкторы выделяют крыльчатку. Это вращающийся элемент с лопастями. Она обеспечивает закручивание воздушного потока.

Принцип работы

В основу работы влагоотделителя лег физический процесс конденсации. Образующаяся в воздухе лишняя жидкость постепенно оседает на холодной поверхности корпуса и стакана агрегата, температура которой не превышает точку росы.

Включающийся в работу вентилятор обеспечивает движение воздушного потока, пропуская его через 2 теплообменных механизма. Они расположены на одной линии и соединены между собой последовательно. Внутри механизмов находится фреон, однако при необходимости можно заполнить их другим хладагентом.

Фреон поступает в длинную трубку небольшой толщины, где под давлением начинает охлаждаться. Впоследствии он попадает в теплообменное устройство, способствуя последующему охлаждению механизма.

Воздух в это время попадает в первый теплообменник, где отдает часть влаги, которая образует конденсат. Полученная в результате физической реакции жидкость стекает в стакан осушителя. Пока она испаряется хладагент попадает на регулятор давления, заставляя мембрану переместиться в верхнюю часть конструкции.

Слаженная работа системы приводит к открытию клапана, который отвечает за слив конденсата. В итоге накопившаяся смесь, включающая в составе воду и масла, выбрасывается в атмосферу через устройство вывода.

Сегодня производитель выпускает два вида влагоотделителей:

  1. С РДВ. Представляет собой встроенный регулятор, отслеживающий показатели давления воздуха и регулирующий ситуацию для предотвращения преждевременного износа элементов или поломки устройства.
  2. Без РДВ. Отличается менее надежной работой пневмосистемы.

Вне зависимости от вида устройств, в их конструкции может быть предусмотрен радиатор. Подобный элемент обеспечивает комбинированную фильтрацию воздуха посредством температуры и очищающих фильтров.

Принцип действия влагоотделителя без РДВ

Для начала стоит отметить, что из компрессора в систему поступает очень горячий воздух. Чтобы добиться образования конденсата, необходимо эту температуру понизить.

Для понижения температуры в системе предусмотрен радиатор. Внутри этого устройства воздух постепенно охлаждается, за счет чего образуется влага. Принцип работы подразумевает задействование термодинамических процессов физики.

После охлаждения воздух попадает во влагоотделитель, где его встречают диски направляющего аппарата. В результате ударения воздуха о диски выделяется влага и масло, которые постепенно стекают вниз. Воздух, очищенный от лишних примесей, идет дальше, достигая пневматической системы.

В процессе движения транспортного средства и работы радиатора на дне корпуса устройства скапливается смесь из масла и воды, которую требуется удалить. Осуществляется процесс посредством открытия специального клапана сброса.

Примечательно, что устройства с радиатором дополнительно оборудую предохранительным клапаном. Он обеспечивает работу агрегата даже в том случае, если конденсат в радиаторе начнет застывать. Открытый предохранительный клапан приведет к его размораживанию и выводу из системы.

Проведение ремонтных работ

В случае обнаружения поломки влагоотделителя или ухудшения его работы следует незамедлительно приступить к ремонту. Для этого владельцу авто потребуется:

Снять заднюю и переднюю панель механизма, открутив крепежные болты и другие элементы.
Демонтировать крышку, которая находится в верхней части конструкции.
Разобрать заднюю панель на отдельные элементы, чтобы открыть доступ к устройству.
Открутить болты фиксации, освободив раму.
Провести визуальный осмотр влагоотделителя, определяя наличие и степень повреждений

Отдельное внимание следует уделить компрессору и блоку управления.
Выполнить замену вышедших из строя деталей и элементов конструкции.
Обновить лопасти фильтра или полностью заменить фильтрующие элементы.
Проверить состояние датчиков и обновить их, если это требуется.. После этого можно приступить к установке влагоотделителя на место

После этого можно приступить к установке влагоотделителя на место.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Транспортный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: