От чего зависит надежность водителя

Профессиональная надежность водителя конспект

Самоконтроль водителя как мера снижения аварийности на дороге

Для поддержания стабильной работоспособности и предупреждения опасных состояний водителю важно следить за своим здоровьем. По мере возможностей нужно
соблюдать сбалансированную и регулярную диету и своевременно отдыхать

Интервал между приемами пищи не должен превышать 5 часов. Чтобы меньше болеть вирусными инфекциями, нужно тренировать свой организм. Закаливание повышает устойчивость к простудным заболеваниям. 2,5 часа интенсивной физической активности в неделю улучшают сон, снижают стресс, повышают бдительность и снижают вероятность автомобильных аварий.

Водителю важно уметь отслеживать признаки:

  • потери внимания,
  • состояний гиперактивации,
  • монотонии,
  • усталости,
  • засыпания.

В таком состоянии трудно оставаться сосредоточенным. Признаками усталости являются покалывание в глазах, скованность в затылке, боль в спине и пристальный взгляд. Чрезмерная скорость вызывает дополнительную усталость, поскольку скорость заставляет мозг обрабатывать большее количество информации за минимальное время, при этом зрение должно постоянно адаптироваться. Одно из решений проблемы: каждые 2 часа необходимо останавливаться на перерыв.

Сонливость проявляется частой зевотой и ощущением тяжелых век. Опасна риском внезапного кратковременного засыпания (1-4 сек). В периоды микросна водитель полностью теряет контроль над транспортным средством. Просто перерыва тут уже недостаточно. Самое эффективное решение для восстановления его бдительности: остановиться в безопасном месте, чтобы отдохнуть не менее четверти часа.

Девиации поведения при управлении транспортным средством

В связи с повышенной опасностью для общества, более высокой вероятностью наступления негативных последствий, опасный (агрессивный) стиль вождения представляет повышенный исследовательский интерес. Проведем анализ проблем, связанных с агрессивным поведением при управлении транспортным средством.

Феномен опасного вождения широко рассматривается в зарубежных юридических, технических и психологических науках

Например, в Великобритании термин «опасное вождение» используется для обозначения стиля вождения, отклоняющегося от того, который демонстрируют другие или ожидается от профессионального и осторожного водителя

В американском подходе используется более широкое понятие агрессивного поведения на дороге, которое может включать непристойные жесты, обзывания или угрозы со стороны участников дорожного движения.

В Австралии агрессивное поведение на дороге юридически приравнивается к преступному поведению, совершенному с использованием конкретного инструмента — транспортного средства.

Однако в законодательстве большинства штатов вывод об агрессивном вождении носит субъективный характер. Часто его выносит сотрудник дорожной полиции на основании субъективной оценки агрессивности вождения и поведения водителя. Например, в Австрии и Германии для привлечения водителя к ответственности за опасное вождение достаточно показаний другого участника дорожного движения, в том числе пешехода, по отношению к которому водитель совершил опасные или агрессивные действия или стал свидетелем таких действий.

В России отклонения в поведении при управлении транспортным средством давно стали предметом научных психологических дискуссий. Так, в работах В. А. Василенко, В. В. Лобановой, Н. Нарицына и других обозначены проблемы агрессии как средства разрешения внутриличностных конфликтов, а также факторы, предопределяющие стиль вождения.

В зарубежных исследованиях напрямую обсуждаются психологические проблемы агрессивного поведения за рулем. В серии научных статей E.B. Blanchard, J. El. Chliaoutakis, P. Ellison-Potter анализируют личностную детерминацию агрессии за рулем, а S. Gold, A.S. Kremez, G. Miller, M. Moller, M. Paavera рассматривают основные (психологические) риски вождения.

Неслучайно опасное вождение часто приравнивается к агрессии. На самом деле, опасное и агрессивное поведение имеют много общего. Если в качестве единицы анализа мы выбираем такой параметр, как нормативность, то на первый план выходит соблюдение социальных и правовых норм, установленных в обществе. В этом случае, с точки зрения нормативного подхода, агрессивное поведение опасно (нежелательно) для общества и представляет собой форму действий человека, демонстрирующую превосходство и дающую возможность причинить вред другим в нарушение правил поведения при взаимодействии людей.

Поскольку агрессивность считается устойчивой чертой личности, агрессивное вождение также можно считать устойчивой поведенческой чертой. В данном контексте агрессия за рулем — это мотивированное деструктивное поведение, причиняющее вред участникам дорожного движения, физический ущерб или психологический дискомфорт.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Влияние возрастного фактора на мотивацию рождения ребенка — Основные тенденции трансформации репродуктивного поведения в современном обществе
  2. Методология и методы в психологии
  3. Яков Александрович Пономарев, русский психолог
  4. Телесно-ориентированная психотерапия как направление работы с личностью
  5. Эмоциональная сфера личности
  6. Дифференциальная психология
  7. Проблема периодизации психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии
  8. Психологические тесты
  9. Математические основы в психологии
  10. Формирование характера

Типы темперамента

Тип Описание Холерик Сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности, и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. Сангвиник Сильный тип темперамента, характеризуется подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. Флегматик Сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активностью. Меланхолик Слабый тип темперамента, которому свойственно замедленность движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, лёгкая ранимость, склонность глубоко переживать даже не зная события, преобладают отрицательные эмоции.

Какие патологии влияют на способность управлять транспортом

Лидируют в этом списке заболевания сердечно-сосудистой системы. Стрессогенные условия работы способствуют частому повышению артериального давления, что приводит к развитию гипертонии и риску гипертонического криза. Хроническое течение болезни чревато инфарктом или инсультом.

Серьезный ущерб здоровью и, следовательно, способности управлять авто причиняют инфекционные заболевания. Работоспособность нарушается не только во время острой фазы, но и в начале болезни и после выздоровления

Когда организм ослаблен борьбой с инфекцией и ее последствиями, водителю труднее концентрировать свое внимание на дороге и сохранять работоспособность в течение всей смены

Некоторые причины опасных состояний за рулем напрямую связаны с недостатком сна и вредными привычками автомобилистов. Водители-дальнобойщики чаще курят, имеют избыточный вес и менее склонны к физической активности. Ожирение или избыточный вес могут увеличить риск других проблем со здоровьем, таких как:

  • болезни сердца,
  • диабет,
  • высокий уровень холестерина,
  • апноэ во сне.

Курение более распространено среди водителей грузовиков, поскольку оно помогает бороться с усталостью непосредственно в процессе управления транспортным средством, однако оно увеличивает риск:

  • ишемической болезни сердца,
  • эмфиземы легких,
  • инсульта.

Управлению транспортным средство препятствует декомпенсированный диабет I типа (инсулинозависимый). Он развивается, когда уровень глюкозы в крови слишком высок. Организм не вырабатывает достаточное количество инсулина или не усваивает его. В результате глюкоза не поступает в клетки. Мозг получает недостаточно питания и не может нормально функционировать. Со временем избыток глюкозы в крови может вызвать и другие проблемы со здоровьем:

  • болезни сердечно-сосудистой системы,
  • снижение зрения,
  • почечную недостаточность.

Помимо непосредственно заболеваний, на работоспособность водителей влияет прием лекарственных препаратов. Некоторые из них могут вызвать сонливость, например сильные обезболивающие, транквилизаторы и некоторые антидепрессанты. Инсулин и таблетки сульфонилмочевины, которые назначают диабетикам, могут вызвать чрезмерное снижение количества глюкозы в крови.

Слайд 7 Пути повышения надежности водителейСуществует единый подход к обеспечению

воздействий на водителя: непосредственные и косвенные, т.е. через элементы системы

«водитель — ав­томобиль-дорога». Возникает комплекс различных мероприятий, не толь­ко технических, но также социальных, организационно — воспитательных, экономических, правовых, медицинских и др.

Надежность водителя зависит от того, в какой степени при начальном обучении закладываются основы будущих профессиональных качеств, в частности знание Правил дорожного движения, мастерства вождения транспортного средства, методов обеспечения эксплуатационной надеж­ности машин, экономии топлива.

Оборудование для оценки работоспособности водителей и профилактики опасных состояний

В помощь водителю компания “Системные технологии” разработала уникальные виды оборудования, определяющие вероятность опасных состояний и заблаговременно предупреждающих их наступление.
Внедрение АСПО (автоматизированной системы предрейсового осмотра) позволяет оценивать состояние здоровья водителя более чем по 45 показателям, в том числе:

  • частоте сердечных сокращений,
  • амплитуде пульсовой волны,
  • гемодинамическим параметрам,
  • уровню артериального давления,
  • сердечному ритму.

Система распознает до 85% аномалий, снижающих работоспособность водителей, машинистов и операторов спецтехники. АСПО уже используется компаниями ОАО РЖД, «Мосгортранс», «Пассажиравтотранс», метрополитенами Москвы и Санкт-Петербурга. Предрейсовое медицинское освидетельствование водителей не только помогает обеспечить безопасность дорожного движения, но и способствует сохранению профессионального здоровья работников.

Помимо АСПО, компания “Системные технологии” производит оборудование «Штурман» для мониторинга состояния водителей на всем пути следования. Это специальный компактный прибор, который крепится на ухо и оценивает такие показатели, как:

  • вариабельность сердечного ритма,
  • оксигенацию крови,
  • гемодинамику,
  • ритм пульсовой волны.

Оборудование анализирует активность центральной и периферической нервных систем, сигнализирует о признаках потери внимания, монотонии, засыпания и в режиме реального времени информирует диспетчера о состоянии водителя. Система «Штурман» в 85% случаев использования выявила признаки наступления опасного состояния водителей до того, как наступало критическое снижение концентрации внимания.

Получение навыков профессионального и безопасного вождения.

Два основных мотива человека: Первый. Достижение успеха. Мы ставим перед собой цель, достижение которой однозначно расцениваем как успех. Например: освоить технику управления автомобилем в совершенстве, и тогда появляется стремление добиться в этой области совершенства, и мы находим средства и совершаем действия, которые направлены на достижение поставленной цели. Осознавая для себя мотив достижения успеха, люди реально оценивают свои возможности и ошибки, как в жизни, так и на дороге и не перекладывают свою ответственность на других. Второй основной мотив человека – это избегание неудач. И тогда цель человека заключается не в достижение успеха, а в боязни неудач и теперь у человека нет цели, и у него появляется неуверенность в себе потому, что у него нет веры в достижении успеха. Он боится, что его могут осудить и обидеть. Этот страх зачастую проявляется в агрессивном поведении. У человека возникает закрытость получения новых знаний и навыков:

— он не испытывает удовольствия от процесса обучения; — он пропускает занятия, оправдывая себя мнимыми причинами; — всю ответственность за свои неудачи он перекладывает на преподавателей; — он ставит перед собой либо слишком легкие, либо недостижимые задачи; — он не воспринимает высказывания преподавателей о своих собственных способностях и возможностях, потому что его внутренняя самооценка слишком занижена или, наоборот, завышена. Всё это НЕ способствует получению навыков эффективного и безопасного вождения.

Способности человека к профессиональной деятельности водителя автомобиля определяются следующими качествами: • хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная ловкость и хорошая координация движений; • лёгкость формирования двигательных навыков; • высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения и суставно-мышечного чувства; • скорость и точность сенсомоторных реакций; • быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений; • хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая устойчивость внимания; • хорошая зрительная и оперативная память; • высокая готовность памяти; • настойчивость, решительность, смелость, терпение; • эмоциональная устойчивость; • самообладание, дисциплинированность; • инициативность и сообразительность.

  • Спорт и здоровье конспект классного часа

      

  • Рымарь поэтика романа конспект

      

  • Конспект урока по роспись по дереву

      

  • Первые революционные преобразования большевиков конспект урока 10 класс фгос торкунов презентация

      

  • Конспект уроку з диференційованим викладанням та оцінюванням

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 проведение анализа характеристик и обеспечение надежности систем автоматизации (по отраслям)

1.1. Область применения программыПрограмма профессионального модуля–является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.0.

Цели и задачи:* определение качества профессиональной подготовки обучающихся;* демонстрация профессиональных навыков;* выявление и поддержка наиболее успешных в освоении профессиональной д.

Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Психофизиология и этика труда водителя

В современных условиях комфортабельности легковых автомобилей, работа водителей попадает в разряд легких. Однако длительная и интенсивная работа за рулем легкового автомобиля приводит к перенапряжению.

Конкурс профессионального мастерства по профессии «Водитель автомобиля категории С»
Методическая разработка родительского собрания в группе профессионального обучения водителей «Ваш ребенок — будущий водитель»

Родительское собрание в группах про «Ваш ребенок – будущий водитель&raquo.

В статье рассматриваются особенности изучения вопросов профессиональной этики в рамках курса «Основы философии»

Особое внимание уделено постановке прерд студентами колледжа вопроса о соотно

Надежность водителя — это способность безошибочного вождения транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и внешних факторов Надежность — это качественная характеристика водительской деятельности (работоспособность) и определяется количественной характеристикой результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных условиях. К основным факторам, определяющим надежность, относятся: • профессиональная пригодность, • подготовленность • работоспособность.

На результативность и эффективность работоспособности водителя оказывают влияние индивидуальные психологические особенности, условия деятельности и особенности потока информации. 1

К индивидуальным особенностям относятся: •психофизиологические (темперамент, время реакции, особенности восприятия, пороговые данные ощущений, внимание, память, особенности мышления и т.д.), • личностные качества (характер, мотивация, установки), •уровень профессиональной подготовки, физические данные и состояние здоровья. 2

Условия деятельности включают: особенности рабочего места (расположение органов управления, приборов, сидения);обзорность, видимость; исправность техники; микроклимат кабины (влажность температуры воздуха, скорость воздушного потока);состояние дороги; интенсивность, скорость движения; уровень организации движения. 3. К особенностям потока информации относятся: пространственное расположение источников информации, скорость информационного потока; легкость восприятия информации, которая определяется размерами, контрастностью, освещенностью (цифр, слов, знаков).

Подготовленность водителя определяется наличием у него профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного управления транспортным средством в различных дорожных и климатических условиях. Знания — это совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для эффективного и безопасного управления транспортным средством. Для водителя объем знаний предусмотрен действующими программами подготовки и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, человек не может управлять автомобилем. Для этого ему нужно владеть комплексом специальных умений и навыков. Умение- это способность правильно использовать специальные знания в практической деятельности. Водитель должен уметь уверенно управлять автобусом в различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожнотранспортную обстановку при ее изменении. Кроме того, он должен своевременно выполнять необходимые действия, обеспеспечивающие безопасность движения. Для этого ему необходимо сформировать навыки. Навык- это способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия автоматически без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания. Опытный водитель, не задумываясь, выполняет рабочие воздействия при управлении транспортным средством. Если он при этом допускает ошибку, то своевременно замечает и исправляет ее.

Подписи к слайдам:

Профессиональная надежность и этика водителя Правила и безопасность дорожного движения

Теоретически надежно управлять автомобилем совсем нетрудно — необходимо, чтобы резервы скорости, дистанции и интервала всегда были больше безопасных значений. Однако точное определение этих значений на практике составляет значительную трудность. На точность определения водителем резервов управления влияет выбираемая им модель поведения.

Черты характера, оказывающие влияние на надёжность водителя Текст слайда

Результат теста Если вы набрали 11 баллов и более – вы поразительно внимательны. Ничто не может застать вас врасплох. Если вы набрали от 5 до 11 баллов — вы достаточно внимательны, однако иногда упускаете существенные детали из вида

Если менее 5 баллов – вам надо тренировать внимание, чтобы уменьшить количество неприятностей в жизни

Надежность водителя определяется его умением выбирать безопасные режимы движения, точно реализовывать выбранный план действий, а в случае возникновения нештатных ДТС выходить из них с максимально возможной надежностью. Эти навыки и умения водителя формируются в процессе обучения и в течение последующего периода приобретения опыта. Однако они не остаются постоянными даже в течение дня. Нестабильность профессионального мастерства водителя связана с тем, что психофизиологическое состояние человека характеризуется наличием периодов пониженной и оптимальной работоспособности.

Формирование профессиональных навыков водителя — Сенсорных (ведущая роль органов чувств в сочетании с осмыслением). Например , контроль за работой двигателя на слух, определение расстояний и скорости движения на глаз; — Двигательных (выполнение отдельных и объединенных движений). Примером может служить работа водителем рабочих движений рычагами и педалями управления; — Сенсорно-двигательных (восприятие информации и соответствующие двигательные действия). Например действия водителя при торможении — усилие при нажатии на педаль тормоза согласуется со скоростью движения, состоянием дороги и т.п .

Кривая работоспособности в течение рабочего дня К р Работоспособность — это возможность выполнять работу высокопроизводительно и качественно .

Кривая работоспособности в течение недели

Изменение коэффициента аварийности Кав в зависимости от времени управления

Влияние на коэффициент аварийности характера заболевания 1 – отсутствие заболеваний, 2 – сердечнососудистые заболевания, 3 – хронические гастриты, 4 – острые боли, 5 – радикулит, 6 – язвенная болезнь, 7 – неврозы, 8 – хронические заболевания бронхов и легких.

Опасность употребления алкоголя связана с тем, что после приема даже небольших доз алкоголя снижается устойчивость и интенсивность внимания, замедляется его переключение, сужается поле зрения, нарушаются процессы мышления и памяти, увеличивается время реакции. В результате снижается точность и скорость приема и переработки информации. Нарушение координации движений ухудшает точность выполнения плана действий Употребление алкоголя за рулем

Изменение коэффициента аварийности Кав в зависимости от степени опьянения

Этика водителя – это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какой-нибудь общественной группы ,

Паркуясь, помни о других.

Помогай выехать на дорогу из боковых проездов .

Будь понятен другим Информируй других участников движения о своих маневрах заранее. Не перестраивайся резко и не затягивай перестроение.

Водитель ВАЗ 2107 двигался по улице Разина в направлении проспекта Ленинский. При выполнении разворота водитель заблаговременно не занял крайнее левое положение, в результате чего допустил столкновение с Kia Sportage, который двигался в прямом попутном направлении по крайней левой полосе.

Соблюдай очередность проезда при сужении дороги

Лучше включить фары на час раньше, чем на минуту позже

Не ослепляй дальним светом

Пропускай пешеходов на нерегулируемых перекрестках и пешеходных переходах

Факторы, влияющие на надежность водителей

Надежность деятельности водителя зависит от комплекса факторов. Наиболее значимые из них: уровень квалификации, стаж работы, психологическая устойчивость, отсутствие алкогольной и наркотической зависимости. Возраст. Изменение возраста водителя определяет две составляющие, влияющие на качество вождения. Будем их оценивать по относительному числу ДТП (пот), представляющему собой число ДТП отнесенное к суммарному пробегу автомобилей за определенный срок. Одна из составляющих — неопытность, завышенная самооценка молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП. Проведенными исследованиями установлено, что нижняя граница безопасного возраста водителей мужчин 26 — 34 года (ДТП с тяжелыми последствиями), для женщин водителей безопасный возраст наступает с 23 27 лет. Возраст, когда число ДТП достигает минимума, наступает сравнительно поздно и составляет 45 — 53 года у мужчин и 36 — 43 года у женщин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Транспортный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: