Мотоцикл иж планета 3 ремонт двигателя неисправности

Диагностика и ремонт двигателя иж планета 3: практические советы для мотолюбителей

Описание конструкции

Итак, впервые показан был этот мотоцикл в 1971 году.

Чтобы увеличить комфортабельность, увеличили ход передней подвески и сделали более мягкими задние амортизаторы.

Изменили форму бака, он перестал быть каплевидным. А вот передняя фара не изменилась, в корпусе ее продолжал размещаться спидометр, замок зажигания и контрольные лампы.

Сиденье – нераздельное, двухместное. К корпусу сиденья снизу крепилось заднее крыло с размещенным на нем стоп-сигналом, поворотниками и номерной площадкой.

Под сиденьем с обоих боков мотоцикла размещались бардачки, левый был предназначен для установки АКБ, а правый – для хранения ключей.

Двигатель располагался под баком, что обеспечивало поступление топлива в карбюратор самотеком. Чтобы не происходило самопроизвольного вытекания бензина, на баку размещался краник.

Цилиндры имели рядное расположение. При проектировании нового двигателя для этого мотоцикла пересмотрели положение ребер цилиндров, что в дальнейшем обеспечило лучшее их охлаждение.

От каждого из цилиндров выходило по одному колену, к которым прикручивались две выхлопные трубы, закрепленные по бокам мотоцикла под подножками.

Система питания состояла из одного карбюратора, расположенного за цилиндрами и соединенная с ними патрубком с двойным выходом. В базе к мотоциклу шли защитные крышки, прикрывающие карбюратор.

За счет переработки мотора конструкторам удалось увеличить его мощность на 6 л.с., что сказалось на скорости движения, она возросла до отметки в 120 км/ч.

Коробка передач была выполнена заодно с мотором. Крутящий момент передавался посредством многодискового сцепления. Привод на заднее колесо осуществлялся цепью.

Задняя приводная звездочка располагалась в алюминиевом корпусе.

Передняя подвеска была выполнена в виде телескопической вилки, а задняя подвеска была маятниковой с двумя амортизаторами.

Тормоза на обоих колесах – барабанные с механическим приводом.

Единственным слабым местом у него являлась контактная система зажигания. Она практически состояла из двух контактных систем, по одной на каждый цилиндр.

Это сказывалось на удобстве установки зажигания, трудно было добиться одинакового угла опережения на цилиндрах.

Фотоотчет: Ремонт двигателя мотоцикла «ИЖ-Планета» 2, 3, 4 и пятой модели

Ремонт и тюнинг

Ремонтировать мотоцикл несложно, а вот перед тем, как удариться в тюнинг, стоит крепко задуматься. Возможно, стоит восстановить старенький байк вместо того, чтобы заниматься попытками довести его до современных стандартов?

Ремонт

Мототехника Иж всегда славилась ремонтопригодность. Модель п3 не является исключением из правила — починить в ней можно всё, и никаких специальных инструментов для этого не требуется.

Запчасти

Спустя тридцать пять лет после снятия модели с производства проблем с запчастями по-прежнему нет. Многие детали подходят от других мотоциклов Иж, и самих п3 успели выпустить более миллиона экземпляров, так что доноров хватает.

Тюнинг

Многие владельцы сводят тюнинг Иж п3 к замене некоторых узлов на более современные и надёжные. Донором нередко выступает Иж п5, благодаря совместимости деталей и их доступности в продаже. Штатный карбюратор, требующий частых регулировок, тоже иногда меняется на какой-нибудь недорогой современный аналог.

Установка цилиндропоршневой группы

Пока герметик не высох — крышку КПП снимать не желательно, спешка в этом деле не к чему. Лучше не торопить события и пока сохнет герметик — установить цилиндр.

Закапываем немного моторного масла:

  1. в верхнею головку шатуна
  2. нижнею головку шатуна
  3. в оба масляных канала кривошипной камеры

Для улучшения смазки в бобышках поршня желательно просверлить отверстия. Но можно и не сверлить — зависит от вашего желания.

Устанавливаем в бобышку стопорное кольцо поршневого пальца. Перед установкой — стопрное кольцо желательно немного разогнуть и обязательно после установки проверить как оно село:

  1. Если стопорное кольцо будет болтаться — разогните его или замените на новое
  2. Если стопорное кольцо ляжет не всей плоскостью — замените его на новое

Нагреваем феном поршень и при помощи оправки забиваем палец в поршень так, чтобы он вышел внутрь не более чем на 5-6мм.

Ищем на днище поршня метку в виде стрелки.

Ориентируем поршень стрелкой к выпускному окну цилиндра («на выхлоп»), надеваем поршень на шатун, забиваем поршневой палец и устанавливаем второе стопорное кольцо.

Вставляем в цилиндр кольца и замеряем щупом зазор между замками:

  1. Если зазор будет меньше 0,3—0,45 — подточите замки колец надфилем
  2. Если зазор будет больше 0,3—0,45 — ставьте новые кольца, если не поможет — растачивайте цилиндр в ремонтный размер

Для улучшения притираемости колец и снижения шума от работы двигателя на кромках колец желательно снять фаски. Если охота позаморачиватся: положите кольцо на ровную поверхность и надфилем немного скруглите кромки.

Одеваем кольца на поршень, заливаем поршень с кольцами маслом, устанавливаем прокладку под цилиндр (желательно на герметик), стягиваем кольца хомутом. Хомут вырезаем из жести и из этой же жести сгибаем скобу, которой мы будем его фиксировать.

Одеваем цилиндр.

После того как кольца зайдут в цилиндр — расстегиваем хомут, осаживаем цилиндр и прикручиваем его к картеру.

Проворачиваем несколько раз коленчатый вал и если поршень будет ходить в цилиндре легко и без скрежета — опускаем его немного вниз, наливаем в цилиндр немного моторного масла, устанавливаем на цилиндр новую прокладку и прикручиваем головку.

Устанавливаем на свое место дополнительный опорный подшипник коленчатого вала, сверху ложем необходимое количество регулировочных шайб и фиксируем его стопорным кольцом. Регулировочные шайбы должны обеспечивать осевой люфт коленчатого вала в пределах 0,1мм.

Перед установкой закрытые подшипники нужно обязательно открыть! Сюда идет обычный 304.

С другой стороны коленчатого вала устанавливаем фланец с коренным сальником

Обратите внимание на масляный канал по которому масло поступает к правому коренному подшипнику коленчатого вала. По старой «доброй» колхозной традиции этот канал замазывают герметиком и смазка подшипника прекращается

Во избежание этой неприятности — ставьте фланец на сухую без герметика и будет все пучком

Во избежание этой неприятности — ставьте фланец на сухую без герметика и будет все пучком.

После того как высохнет герметик можно приступать к регулировке и сборке коробки переключения передач и ставить на место корзину сцепления.

Номера подшипников и сальников двигателя мотоцикла Иж-планета 2, 3, 4 и пятой модели.

  1. Коренные подшипники коленчатого вала 2505к
  2. Дополнительный опорный подшипник коленчатого вала 304
  3. Правый сальник ИЖ-ю сб. 1-48-3
  4. Левый коренной сальник ИЖ-ю сб. 1-50

Сборка и тестирование двигателя

После того как все детали двигателя были тщательно очищены и проверены, можно приступать к его сборке

Важно следовать инструкциям производителя и выполнять все шаги без пропусков

1. Сначала необходимо установить поршневую группу. Для этого собирают поршень, поршневое кольцо, шатун и вкладыш. Все детали должны быть чистыми и не иметь видимых повреждений. После установки поршня и шатуна их необходимо аккуратно закрепить.

2. Затем следует установить головку блока цилиндров

Важно правильно затянуть болты головки, чтобы обеспечить герметичность и безопасную работу двигателя

3. Далее необходимо установить клапаны и пружины клапанов. Это сложный и ответственный процесс, требующий точности и аккуратности.

4. После установки клапанов необходимо установить распределительный вал и приводы газораспределительного механизма.

5. Затем следует установить маховик и сцепление

Важно правильно затянуть болты, чтобы обеспечить надежную работу маховика и сцепления

6. После установки сцепления необходимо установить картер и все оставшиеся детали двигателя.

7. После сборки двигателя необходимо проверить его работоспособность. Для этого следует провести тестирование двигателя, запустив его и проверив его работу на холостом ходу и при повышенных оборотах.

8

Важно также проверить наличие утечек масла или отсутствие других проблем, которые могут возникнуть после сборки двигателя

9. По завершении тестирования двигателя необходимо произвести его настройку и довести работу до оптимального состояния.

Важно придерживаться указанной инструкции и не пропускать ни одного шага при сборке и тестировании двигателя мотоцикла Иж Планета. Это позволит обеспечить надежную и безопасную работу двигателя

Главные достоинства

Мотоциклы ИЖ Юпитер -5 по своей конструкции были довольно просты, не требовали больших затрат на обслуживание. Сегодня много желающих критиковать эту технику без оглядки на времена, но модель пользовалась огромным спросом у населения. Не забыта она и сейчас. На вторичном рынке только, на сайтах Авито, ежедневно предлагается к продаже более 2000 единиц техники. Главными причинами популярности являются:

  • Ремонтопригодность и простота конструкции.
  • Наличие полуавтоматического сцепления.
  • Плавность хода, комфортность передвижения.
  • Возможность эксплуатации с боковым прицепом и без него.
  • Хорошая динамика машины без бокового прицепа.
  • Прочная сварная трубчатая рама.
  • Надёжная и простая коробка передач.
  • Мощный генератор переменного тока, хороший свет.
  • Уверенный запуск мотора в любых погодных условиях.

Это далеко не исчерпывающий перечень выдающихся качеств машины.

Мотоцикл имеет наивысший уровень ремонтопригодности. Дефицит запасных частей того времени сменился их изобилием в наши дни. Любые комплектующие можно приобрести через Интернет магазины или на рынках по доступным ценам. При наличии небольшого набора инструмента простейший по конструкции мотоцикл запросто можно перебрать в дорожных условиях. Замена деталей цилиндро-поршневой группы без проблем производится прямо в поле. Более сложный ремонт, связанный со снятием и полной разборкой двигателя, возможен в гаражных условиях без привлечения крупных специалистов или специнструмента.

Мотоцикл оборудован сцеплением полуавтоматического типа, что сильно облегчает труд водителя. Переключение передач возможно без выжима рычага сцепления на руле. Механизм отключения сцепления срабатывает автоматически при нажатии на лапку переключения скоростей. Перед тем как надавить на лапку желательно сбросить газ – переключение произойдёт плавно, без рывка трансмиссии. Такой системы больше не имеет ни один другой отечественный мотоцикл.

Машина отличается плавностью хода в одиночном режиме и с боковым прицепом. Езда на исправном мотоцикле доставляет удовольствие. Посадка водителя удобна и эргономична. Пассажир в боковом прицепе чувствует себя комфортно, закрыт от потока встречного воздуха и пыли высоким прозрачным пластиковым рефлектором, мягким прочным тентом из кожзаменителя. Колесо прицепа имеет пружинно-гидравлический амортизатор, эффективно гасящий неровности дорожных покрытий.

Мотоцикл с индексом Иж Юпитер-5К-01 может эксплуатироваться с боковым прицепом или без него. Эксплуатация мотоцикла с прицепом возможна только при наличии в техническом паспорте соответствующей отметки при регистрации в ГИБДД. При установке прицепа меняется передаточное отношение главной передачи путём установки ведущей звёздочки меньшего диаметра на 16 зубьев. При этом значительно увеличивается сила тяги двигателя за счет возрастания количества оборотов коленчатого вала. На одиночный мотоцикл устанавливается ведущая звёздочка на 19 зубьев, увеличивая скоростные возможности мотоцикла.

Без бокового прицепа машина обладает хорошими динамическими возможностями. Двухцилиндровый двигатель быстро набирает обороты, способен разогнать машину со стоянки до 100 км/час за 12 сек. Этот показатель на 0,5-1,0 сек лучше, чем у самого продвинутого на то время автомобиля ВАЗ-2109 или популярного импортного мотоцикла Ява-350.

Мотоцикл собран на прочной раме трубчатой конструкции, повредить которую при правильной эксплуатации просто невозможно. Боковой прицеп имеет свою, не менее прочную раму, выполненную из стальных толстостенных труб.

Коробка передач собрана в одном корпусе с двигателем и имеет свой картерный отсек. Узел мощный, надёжный, всегда работающий без проблем на протяжении всего срока службы мотоцикла. На боковой крышке механизма сцепления с приводом имеется смотровой лючок для проверки уровня масла в картере сцепления и КПП.

Электрооборудование работает от мощного современного генератора переменного тока на 12 В. Переменный ток преобразуется в постоянный диодным мостиком. Все застаревшие проблемы, связанные с эксплуатацией 6-ти вольтовых генераторов постоянного тока, устанавливаемых на прежних машинах, устранены. Система электрооборудования стала на порядок надёжной. В фаре установлена галогенная оптика, дающая достаточно мощный поток света.

Двигатель безотказно запускается в любое время года за счет установки системы аварийного запуска, поддерживающей пуск со слабо заряженным аккумулятором.

Сборка мотора мотоцикла Иж Планета:

Для сборки мотора мотоцикла Иж Планета необходимы следующие шаги:

  1. Подготовка деталей:
  • Очистить и промыть все детали от грязи и масла.
  • Проверить состояние всех деталей на наличие повреждений или износа.
  • Заменить поврежденные или изношенные детали.

Установка поршневой группы:

  • Установить поршень на шатун и зафиксировать при помощи пальца.
  • Установить поршневую группу в цилиндр мотора.
  • Закрепить поршневую группу при помощи кольца.

Установка головки блока:

  • Закрепить головку блока на цилиндре.
  • Проверить и установить все клапаны, установить пружины и фиксаторы.
  • Закрутить все болты головки блока с заданной силой затяжки.

Установка системы смазки:

  • Установить масляный насос и соединить его с поршневой группой.
  • Проверить и закрепить все маслопроводы и фильтр масла.
  • Заправить систему смазки маслом.

Установка системы охлаждения:

  • Установить радиатор и подключить его к системе охлаждения.
  • Проверить и закрепить все шланги и клапаны системы охлаждения.
  • Заправить систему охлаждения охлаждающей жидкостью.

Установка системы выпуска:

  • Установить глушитель и соединить его с выхлопной системой.
  • Проверить и закрепить все клапаны, трубы и крепления системы выпуска.

Завершение сборки:

  • Установить картер и закрутить все болты с заданной силой затяжки.
  • Проверить и закрепить все провода и соединения электрической системы.
  • Заправить мотор маслом.

После выполнения всех вышеуказанных шагов мотор мотоцикла Иж Планета будет полностью собран и готов к использованию.

Разборка старого двигателя

Перед тем как собирать новый двигатель, необходимо разобрать старый. Разборка позволяет проверить состояние отдельных компонентов, выявить неисправности, а также подготовить детали для последующей чистки и обработки.

Для разборки двигателя мотоцикла Иж Планета понадобятся следующие инструменты:

  • набор ключей;
  • отвертки различных размеров;
  • головки и торцевые ключи;
  • молоток и пластиковый или деревянный молоток для снятия деталей;
  • пассатижи;
  • съемник подшипников;
  • другие специализированные инструменты, если необходимо.

Процесс разборки может занять некоторое время и требует внимания. Каждую деталь необходимо снимать аккуратно, следя за сохранностью и не повреждая ее

Важно также запомнить последовательность действий и расположение снятых деталей для правильной последующей сборки

При разборке двигателя рекомендуется располагать детали в порядке их снятия или использовать разделительные ящики, чтобы не потерять ни одну из них.

Снимите блок цилиндров. Для этого ослабьте болты крепления блока к картеру двигателя и аккуратно снимите его.
Далее снимите головку цилиндров. Ослабьте болты крепления головки к блоку цилиндров и аккуратно снимите головку

Обратите внимание на прокладку и проверьте ее состояние.
Снимите коленчатый вал. Расположите двигатель на специальном станке или вожделене, чтобы иметь доступ к картеру

Ослабьте болты крепления коленчатого вала к корпусу и аккуратно снимите его. Проверьте состояние подшипников и осмотите вал на наличие повреждений.
Снимите поршень и шатуны. Для снятия поршня с коленчатого вала необходимо удалить крепление и аккуратно вытащить поршень из цилиндра. Проверьте состояние поршня на износ и повреждения. Затем снимите шатуны с картера двигателя и проинспектируйте их.
Осмотрите и проверьте состояние других деталей двигателя, таких как толкатели клапанов, ремень привода газораспределительного механизма, помпа и т.д. При необходимости снимите и их для более детального осмотра и замены изношенных деталей.

После разборки двигателя следует произвести тщательную чистку деталей от старого масла, грязи и остатков окислов. Для чистки можно использовать специальные растворители, щетки, воздушный компрессор и другие инструменты.

Важно помнить, что разборка старого двигателя требует аккуратности и внимания к деталям. Следуя пошаговой инструкции и используя правильные инструменты, вы сможете успешно разобрать двигатель мотоцикла Иж Планета и готовить его к сборке нового двигателя

Подготовка инструментов и материалов

Для сборки двигателя мотоцикла Иж Планета вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • Набор ключей: вам понадобятся ключи разных размеров для откручивания и закручивания болтов и гаек.
  • Отвертки: следует подготовить отвертки разных типов и размеров, чтобы иметь возможность работать с различными крепежными элементами двигателя.
  • Съемник статора: используется для снятия старого статора с коленвала. Можно взять специализированный съемник, либо сделать его самостоятельно.
  • Штангенциркуль: необходим для измерения размеров и проверки геометрических параметров деталей двигателя.
  • Торцовые головки и насадки: понадобятся для работы с болтами, гайками и шпильками, встречающимися в сборке двигателя.
  • Монтажный стол: следует подготовить комфортное рабочее место, где можно безопасно разместить и перемещать детали двигателя во время сборки.

Кроме инструментов, вам также понадобятся различные материалы:

  • Моторное масло: необходимо для замены старого масла в двигателе на новое перед сборкой.
  • Уплотнительное масло: используется для смазки уплотнений и сальников, чтобы обеспечить надежную работу двигателя.
  • Заменяемые детали: при сборке двигателя возможно замещение некоторых деталей, поэтому рекомендуется иметь запасные части, которые могут понадобиться.

Инструменты и материалы:
Инструменты
Материалы

  • Набор ключей
  • Отвертки
  • Съемник статора
  • Штангенциркуль
  • Торцовые головки и насадки
  • Монтажный стол
  • Моторное масло
  • Уплотнительное масло
  • Заменяемые детали

В этом сарае мотоцикл простоял 38 лет


0 Коляска хранилась в перевернутом виде: чтобы не занимать много места

Данный аппарат в свое время государство выделило одному леснику в Черкасской области — для объезда территорий лесного хозяйства. Однако, для этих целей у него уже был более старый Иж Юпитер-2 в неплохом состоянии, поэтому человек решил поберечь новую технику до лучших времен и на долгие годы запер его в сухом сарае. Его даже на учет в ГАИ не поставили!

В этом сарае мотоцикл и простоял аж до 2014-го года, когда внук владельца решил все-таки достать из под завалов хлама советскую технику, которая за 38 лет уже успела стать раритетом. А тем более в таком состоянии!

Пробег на спидометре — 3 километра, причем он зафиксирован в сопроводительной документации, которая шла с мотоциклом. Эти километры он проехал еще по заводскому полигону: тестовая обкатка для выявления брака и дефектов сборки.

Технические характеристики

Подробные характеристики этого мотоцикла сведены в таблицу:

Характеристики и показатели мотоцикла ИЖ Юпитер 3
Параметр Ед. изм. Показатель
Длина мм 2170
Ширина мм 780
Высота мм 1175
База колесная мм 1430
Вес сухой кг 162
Просвет дорожный мм 135
Силовая установка тип 2-цилиндр., 2-тактн.,
Система смазки тип совместно с топливом
Система охлаждения тип воздушная
Система запуска тип кикстартер
Система питания тип карбюраторная, 1-карб.,
Рабочий объем куб. см 347
Мощность л.с. 25
Сцепление тип многодисковое
Коробка передач тип Мех., 4-ступ., с ножным переключением
Привод тип Цепной
Скорость максимальная км/ч 120
Объем бака л 18

Рама с чистого листа

Рама для проекта была взята довольно интересная. Визуально-полный сток. Прошу прощения, фото рамы в первоначальном виде нет…

Рама от мотоцикла Ш-53 (мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок на базе планеты). Мне рама досталась с маятником

Думаю маятнику стоит уделить отдельное внимание

Ну а в остальном полный сток.

Переварка рамы планировалась глобальная, поэтому рама резалась и варилась на стапеле, дабы не возникло перекоса и нарушения основной геометрии. Сразу же было решено переходить на моноподвеску. Для этих целей был переварен маятник-наварена упорная рамка и крепление нижнего конца аммортизатора. Крепление переднего конца аммортизатора выполнено в нижней части верхней трубы рамы. Укорочена и изменена конфигурация хвостовой части рамы-бардачков нет в планах. Оговорюсь сразу-угол наклона подседельных труб не изменен. Никакого задранного хвоста!

Удалены все лишние крепления с рамы (под боковой прицеп, крепление центральной подножки, заднего крыла, крепление насоса и второй катушки зажигания и т.д.). Все заводские швы при ближайшем рассмотрении оказались неплохого качества, но без должной обработки, которую я выполнил не задумываясь. Сварка рамы на двойной шов, тщательная зачистка….

Необходимые детали

Чтобы система зажигания работала правильно, потребуется ряд вспомогательных деталей. Они перечислены ниже:

Модулятор

Наиболее трудный этап — производство модулятора

Важно сохранить необходимую форму. Чем достовернее соблюдены необходимые размеры, тем ниже вероятность возникновения неполадок после внедрения системы, то есть не будет необходимости его корректировки при помощи напильника

Углы опережения зажигания должны совпадать на любом используемом цилиндре.

Болтовое отверстие необходимо расположить посередине. В противном случае работа двигателя будет не синхронизирована. Также рекомендуется проверить целостность подшипников коленного вала. Если вы обнаружили дефекты, то следует незамедлительно произвести замену.

Зажигание контакта не способно работать нормально при убитых подшипниках. Толщина детали не должна превышать полутора миллиметров. Если она будет тонкая, то не удастся избежать деформации, а толстая соприкасается с поверхностью корпуса датчика холла.

Для создания пластины разрешается применять любой материал, кроме стали. Алюминий и прочие не следует применять, так как они не магнитятся. Чертеж, которого необходимо придерживаться, можно найти в открытом доступе. Представленная схема будет полезна тем лицам, которые решили модернизировать устройство зажигания транспортного средства. Ниже приведены методики установки электрических устройств зажигания в Юпитер.

Его необходимо вытачивать у профессионального токаря. Он сделает простой диск и начертит на нем разметку элементарных расстояний между углами. После чего в соответствии с ней вы выпилите дома необходимые сектора. Стоимость модулятора составляет семьдесят рублей.

Нецелесообразно использовать обыкновенную пластину, поскольку её ширина менее двенадцати миллиметров. Этого не будет хватать для полномерного накопления энергетического ресурса в катушке. Конечно, его можно установить, но достижение четырех тысяч оборотов за минуту станет невозможным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Транспортный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: