Снимаем расширительный бак
Дабы снять расширитель с рассматриваемой нами машины, выполняйте следующие манипуляции, следуя инструкции:
- На 2-ух верхних шлангах, которые к баку подключены, следует ослабить затяжку хомутов.
- Из системы слить полностью весь антифриз.
- На 3-ем шланге ослабить хомут, но обязательно после того, как из системы слит антифриз.
- Нужно бак приподнять, не применяя силу и потянуть на себя. Расширитель без труда будет снят. Далее следует замена на новый, однако, как советуют специалисты, лучше не устанавливать новый оригинальный бачок, в противном случае, спустя полгода вам придется опять осуществлять замену.
Что делать? Как выйти из ситуации? Чтобы решить эту проблему, существует 2 верных способа:
• Продлить эксплуатационный срок изделию, установив дополнительный фиксатор.
Предлагаем вам рассмотреть внимательно каждый из предложенных вариантов.
Трудности при диагностике
Несмотря на то что все подобные причины относятся к явным, самостоятельно установить, куда уходит антифриз из расширительного бачка, удается не всегда. Например, очень часто повреждение патрубков остается незаметным для невооруженного глаза.
В таких случаях опытные автолюбители советуют дать двигателю полностью остыть, тщательно высушить руки и внимательно прощупать каждый соединительный элемент. Микротрещины обязательно дадут о себе знать, и на шланге будут образовываться подтеки охлаждающей жидкости.
Обратить внимание на наличие проблемы поможет характерный запах тосола. Он ощущается при открытом капоте или в салоне
Если утечка происходит по причине неплотного соединения в труднодоступном месте, то, скорее всего, придется внимательно изучать состояние системы на яме.
Еще один нюанс связан с защитными элементами под днищем машины. Например, причиной утечки может послужить неисправность с прокладками, установленными в помпе. Но капли при этом будут попадать на защитный кожух, и пятна тосола будут образовываться в области под радиатором. В таком случае можно долго искать истинную причину поломки.
Причины вытекания, выдавливания антифриза
Избыток давления ОЖ контролируется предохранительным клапаном в крышке расширительного бачка, радиатора. При определенном значении он выпускает излишние пары наружу.
Антифриз выгоняет из расширительного бачка запредельным давлением, либо он покидает систему через неплотности.
Куда вытекает антифриз
Охладитель выдавливает наружу или попадает внутрь двигателя — в камеры сгорания и систему смазки.
Причины наружных подтеканий следующие:
- Трещины, разрывы шлангов и патрубков.
- Нарушение герметичности уплотнений.
- Ослабление хомутов шлангов.
- Нарушение целостности радиатора охлаждения, расширительного бачка.
- Течь отопителя. В случае выхода из строя радиатора печки, крана и соединительных шлангов антифриз вытекает в салон автомобиля.
- Неисправность помпы охлаждающей жидкости. Из насоса ОЖ вытекает через контрольное отверстие (это сигнал к замене, ремонту узла) или через сальник вала. Сальник приходит в негодность из-за естественного износа и радиального люфта вала. Последнее обстоятельство часто сопровождается скрежетом — это крыльчатка задевает за корпус.
- Нарушение целостности блока, головки блока цилиндров (ГБЦ) происходит гораздо реже. Это трещины, сквозная коррозия металла и заглушек, смещение последних.
Как антифриз попадает в другие полости двигателя
Последний пункт справедлив для внутреннего истечения ОЖ. Дело только в местонахождении изъяна. Так, дефектная заглушка должна располагаться под клапанной крышкой.
Антифриз выдавливается в масло через:
- неисправный масляно-водяной теплообменник. Это может быть дефект деталей и уплотнений узла;
- прокладку ГБЦ. Через нее же раствор проникает в камеры сгорания;
- в зависимости от конструкции есть и другие пути следования охладителя. Это бывает и всасывающий коллектор и передняя прокладка с уплотнениями.
На неисправности прокладки ГБЦ остановимся подробнее
Пробой, прогар прокладки ГБЦ
Самая главная прокладка двигателя герметизирует рабочие цилиндры, системы смазки и охлаждения. Ряд больших отверстий предназначен для цилиндров. Обычно они обрамлены металлическими обечайками для противодействия температурному напору. Маленькое отверстие предусмотрено под подающий масляный канал. Через него масло под давлением поступает в головку блока. Смазка сливается обратно в поддон самотеком. Для этого тоже есть вырезы. Больше всего отверстий в прокладке под рубашку охлаждения, ведь ОЖ омывает все горячие поверхности мотора и контактирует с наружными стенками.
Ответственное соединение устанавливается по строго предусмотренной технологии. Однако в процессе эксплуатации и оно ослабевает. Прокладка уплотняется, стареет, головка деформируется от температуры и давления газов, мощные болты растягиваются, ослабевают хватку. Неисправность проявится в зависимости от того, какие отверстия соединяются, когда прокладка прогорает, рвется.
Для ОЖ возможны следующие варианты:
- Раствор идет в масло — зарубашечное пространство соединяется со сливом масла. Низкий уровень тосола грозит перегревом. ОЖ смешивается со смазкой, образуя эмульсию — субстанцию светло-бежевого цвета. Она непригодна для смазки и угрожает стремительным износом сопряженных пар.
- Масло нагнетается в зарубашечное пространство системы охлаждения через подающий масляный канал.
- Давление в масляном канале превышает давление тосола. Если уровень масла запредельно упадет, пропадет и его давление, что чревато аварией двигателя. В то же время происходит выдавливание антифриза в расширительный бачок. Когда емкость переполняется, происходит резкий выброс через заливную горловину.
- Антифриз уходит в цилиндры. Рабочий процесс ухудшается. Охлаждающая жидкость уходит из расширительного бачка, потом из радиатора. Раствора становится все меньше и в итоге перегрев неизбежен.
- Газы проникают в полости охлаждения. Они разогревают жидкость, ухудшают теплоотвод, т.к. теплоемкость газа примерно в 4 раза меньше теплоемкости жидкости. В дальнейшем происходит перегрев ОЖ (общий или местный). Давление в системе охлаждения нарастает, что грозит выбросом.
Конструкция системы охлаждения
На внедорожниках УАЗ Патриот с бензиновым мотором ЗМЗ-409 используется замкнутый контур охлаждения с радиатором, расположенным в передней части кузова. Для подачи воздуха через соты теплообменника установлен вентилятор с вязкостной муфтой, позволяющей регулировать производительность в зависимости от степени нагрева антифриза. Для заправки применяется жидкость типа Тосол-А40М или аналоги, имеющие температуру кристаллизации не выше -40°С. Для арктических условий предназначены антифризы с температурой застывания от -65°С (например, Тосол-А65М).
Интересный материал тут: электровентилятор на уаз
На машинах Патриот ранних серий устанавливались теплообменники из меди, но после цикла испытаний конструкция стала алюминиевой. В радиаторе и расширительном бачке УАЗ Патриот
предусмотрены пробки с паровыми клапанами, которые срабатывают при перегреве силового агрегата. Пары антифриза выбрасываются в атмосферу, предотвращая разрыв шлангов или теплообменников под воздействием избыточного давления.
Как не допустить появления проблемы?
Если начала вытекать жидкость из расширительного бочка, то остановить этот процесс можно только благодаря полному ремонту. Но вы можете сделать все возможное, чтобы избежать этой проблемы как можно дольше. Среди наиболее важных и распространенных рекомендаций можно выделить:
- При наличии признаков неисправностей в системе охлаждения их необходимо немедленно устранить.
- Не экономьте на деталях для системы охлаждения; следует выбирать новые и качественные детали.
- Регулярно проверяйте целостность крышек, патрубков и самого бака; На них не должно быть трещин и сколов.
- Если радиатор охлаждения начал выходить из строя, его необходимо заменить на новый. Его не следует ремонтировать.
- Все трубы должны быть закреплены металлическими хомутами.
- Если из расширительного цилиндра вытекает антифриз, его следует проверить на наличие коррозии или отложений.
- Регулярно проверяйте расширительный бачок на герметичность; даже малейший скол заставляет полностью заменить этот контейнер.
Если вы заметили, что антифриз вытесняется из системы охлаждения, вам обязательно следует провести полную диагностику автомобиля. Это поможет предотвратить серьезные проблемы в будущем.
Профилактика
В заключении несколько слов о том, что нужно делать, чтобы избегать описанных неприятностей в пути:
Своевременно проводить ТО системы охлаждения в соответствие с регламентам
Осматривать двигатель на предмет подтекания, обращать внимание на цвет выхлопных газов. Применять только оригинальные детали и расходные материалы или качественные аналоги
Пополняя емкость, нужно быть уверенным в совместимости ОЖ. Незначительные неисправности необходимо устранять незамедлительно. Они быстро перерастают в критические. Не допускайте перегревов. Они приводят к искривлению головки блока. Не эксплуатируйте автомобиль длительно на предельно допустимой температуре. При этом может происходить местный перегрев. Поршневое компрессионное кольцо в результате такого температурного воздействия теряет упругость, становится “ватным”, что приводит к неизбежности ремонта ЦПГ
Замена расширительного бачка на УАЗе
Самым верным вариантом будет замена штатного бачка на не оригинальный. Для UAZ Patriot оптимальным вариантом будет расширитель от отечественного автомобиля Волга ГАЗ31105. Этот вариант наиболее подходящий и надежный, качество его гораздо лучше, чем у изделия на Патриоте. Однако в данном случае имеются свои тонкости, например, в штатный кронштейн ГАЗовский бачок поставить нельзя, поэтому самостоятельно нужно изготовить крепление.
- Первым делом необходимо будет сварить П-образную конструкцию по размерам Волговского бачка. Для этой цели могут быть использованы металлические.
- В полученной П-образной конструкции на ребрах просверлите отверстия, дабы в дальнейшем закрепить расширитель.
- В отверстия следует установить болты, а их в свою очередь можно прихватить немного сваркой.
- Затем требуется изготовить кронштейн, при помощи которого будет крепиться к кузову авто рамка. На фотографии можно рассмотреть готовую конструкцию кронштейна.
- В конце по желанию можно покрасить рамку и установить расширительный бачок, после чего подключаются все шланги. На таком баке крышка гораздо надежнее и не даст антифризу вытекать из-под горловины.
Течет бачок антифриза: поиск неисправности и пути устранения
Ситуация, при которой течет бачок с антифризом, не редкость, особенно в автомобилях с пробегом. Конечно, самый простой выход – заменить расширительный бачок и двигаться дальше. Однако бывает, что причина была не в нем (или не только в нем), и деньги будут потрачены впустую.
Еще один не менее важный вопрос – как долго можно эксплуатировать автомобиль, у которого проблемы с системой охлаждения. В следующей статье описывается устройство системы охлаждения, рассказывается о том, почему может течь бак. И есть рассказ о действиях в такой ситуации.
Устройство системы охлаждения автомобиля
После запуска двигателя температура в блоке цилиндров повышается, значительно превышая максимально допустимые значения. Для предотвращения перегрева двигателя необходимо обеспечить постоянный отвод тепла от фрикционных элементов. Эту функцию выполняет система охлаждения двигателя внутреннего сгорания.
Для поддержания оптимальной температуры в моторном отсеке расположены следующие механизмы и детали:
- расширительный бак;
- радиатор (с заливной горловиной, а также сливным краном);
- термостат;
- различные соединительные трубы;
- клапан в рубашке охлаждения;
- помпа;
- ремень привода водяного насоса;
- радиатор отопления салона;
- аварийный датчик контроля температуры ДВС.
При выходе из строя одного из вышеперечисленных элементов двигатель начнет перегреваться. Это может произойти из-за забитого радиатора, образования накипи, недостаточного натяжения ремня привода водяного насоса или заклинившего клапана термостата.
Воздух попал в систему, как убрать?
Процедура вытеснения воздуха из радиатора рассматриваемого автомобиля равносильна аналогичному процессу в отношении всех транспортных средств УАЗ (к примеру, УАЗ Хантер). Для того, чтобы выпустить воздух из охладительной системы машины после заливки свежего антифриза следует:
- Завести двигатель транспортного средства и оставить его на так называемом «холостом ходу»;
- Дать двигателю поработать «вхолостую» в течение ближайших 15 минут;
- Остановить работу двигателя УАЗ Патриот и дать ему остыть.
При этой процедуре воздух выходит беспрепятственно, повторять её не требуется. Другой вариант — замена антифриза в УАЗ Патриот с помощью компрессора. Компрессор способен выталкивать под давлением не только газообразные вещества, но и жидкости. Таким образом, можно закачать в систему охлаждения транспортного средства антифриз вакуумным способом, без попадания в неё воздуха
Однако в этом случае важно помнить, что далеко не все компрессоры пригодны для подобных манипуляций. Некоторые агрегаты при попытке заливки жидкости могут попросту взорваться
Во избежание подобного происшествия, при выборе подходящего компрессора необходимо проконсультироваться со специалистом.
Способы устранения неполадок
В зависимости от неисправности характер ремонта также будет разным. Если проблема вызвана утечкой хладагента, то это можно определить, например, по негерметичным трубам. Выбросы жидкости также будут хорошо видны в виде цветных пятен на расширительном бачке возле крышки. При незначительном повреждении радиатора найти утечку будет не так просто, так как набегающий поток воздуха обдувает устройство и не всегда удается обнаружить протечки.
Возникшие неисправности устраняются следующим образом:
- Если есть проблемы с краном пробки расширительного бачка, можно попробовать его прочистить и промыть. Отсутствие результатов будет свидетельствовать о необходимости замены детали.
- Если в баке появятся трещины, его придется заменить. Иногда расширительный бачок восстанавливают сваркой, но этот вариант ненадежен, так как при очередном скачке давления корпус может снова лопнуть.
Если прогорела прокладка ГБЦ, ее просто необходимо заменить, для чего может потребоваться шлифовка поверхности ГБЦ и блока
Видео: как избавиться от завоздушивания системы охлаждения
Если в пути случится какая-то поломка, можно долить антифриз или, в крайнем случае, воду и доехать до ближайшего автосервиса. Исключением является пробитая прокладка ГБЦ. При такой поломке нужно вызывать эвакуатор для перевозки автомобиля.
Большинство проблем, связанных с утечкой охлаждающей жидкости из расширительного бачка, можно устранить своими силами. Для замены труб или насосов не требуются специальные инструменты или навыки. Ремонт более серьезных повреждений, таких как замена прокладки головки блока цилиндров, потребует определенной сноровки, но эту процедуру можно провести и в гараже без специализированной техники.
Причины выдавливания антифриза из расширительного бачка и устранение неполадок
Нормальная работа силового агрегата напрямую зависит от исправности системы охлаждения. При возникновении проблем с последним нарушается температурный режим двигателя, что приводит к различным неисправностям. Во избежание поломки двигателя и выхода из строя элементов системы охлаждения следует регулярно проверять уровень жидкости в расширительном бачке, а при его снижении находить и устранять неисправности.
В процессе эксплуатации автомобиля с системой охлаждения иногда возникают проблемы различного характера. Одним из таких является выдавливание охлаждающей жидкости из расширительного бачка. Причин этого явления может быть много. Поэтому стоит остановиться на каждом из них отдельно, рассматривая признаки проявления и последствия несвоевременного ремонта.
Прогорание прокладки ГБЦ
Самая распространенная проблема, при которой течет охлаждающая жидкость из расширительного бачка, это прогоревшая прокладка между блоком двигателя и головкой блока цилиндров. Уплотнение может быть повреждено по разным причинам, например, при перегреве двигателя. Чтобы определить, что неисправность связана с утечкой, можно сделать следующее:
- Запустите двигатель и откройте крышку бачка.
- Если на холостом ходу из основного шланга выходят пузырьки воздуха, это явно свидетельствует о проблеме с прокладкой.
Разбивка платы может быть разной:
- при внутреннем повреждении уплотнителя из выхлопной трубы будет виден белый дым;
- при повреждении внешней части прокладки будет вытекать антифриз, что нельзя не заметить по пятнам на блоке цилиндров.
Второй вариант — довольно редкий случай. Чаще всего повреждается именно внутренняя часть уплотнителя при попадании охлаждающей жидкости в цилиндр. Поломка прокладки может иметь серьезные последствия, а именно перегрев и заглохание двигателя, а также гидравлический удар головки блока цилиндров и появление трещин в корпусе узла.
Видео: причины выдавливания тосола в расширительный бачок
https://youtube.com/watch?v=gJD0CFlM1Jo
Завоздушивание системы
Часто при замене охлаждающей жидкости или разгерметизации системы образуется воздушная пробка, представляющая собой пузырек воздуха. В результате может не работать печка, перегреваться двигатель, а из расширительного бачка может вытекать антифриз.
Убедиться в том, что проблема вызвана подушкой безопасности, можно, задыхаясь, т.е дав двигателю поработать на высоких оборотах. Если в расширительном бачке появляются пузыри и уровень жидкости падает, скорее всего, произошел разрыв воздушной подушки.
Неисправности расширительного бачка
Бывают случаи, когда охлаждающая жидкость поступает прямо из расширительного бачка, при этом на его корпусе или под ним видны разводы. Если бачок находится между элементами корпуса и в его нижней части образовалась трещина, то для обнаружения течи деталь придется разобрать. Причины выдавливания охлаждающей жидкости могут быть следующие:
- крышка бачка неплотно закрывает горловину, при этом жидкость выплескивается при работе силового агрегата под давлением;
- возникла проблема с перепускным клапаном, расположенным в пробке;
- использован некачественный расширительный бачок, что привело к появлению трещин.
Несколько советов о том, что делать если антифриз закипел в дороге
Как устранить течь антифриза, если вы находитесь посреди дороги или поблизости нет автосервиса и магазина автозапчастей, первое, что приходит в голову, это долить воду в антифриз. Это действительно может спасти ситуацию, но с этой операцией нужно быть очень осторожным. Никогда не открывайте крышку расширительного бачка, пока двигатель полностью не остынет. В противном случае обжигающая жидкость может попасть на руки и тело и вызвать сильные ожоги.
Если вы заметили скачок температуры охлаждающей жидкости во время движения, вы можете временно устранить эту проблему, не останавливаясь. Для этого нужно максимально охладить салон автомобиля, открыв окна и включив вентилятор печки. Благодаря этому вы сможете немного понизить температуру антифриза и снизить нагрузку на двигатель.
Если начинает мигать лампочка перегрева и температура поднимается до критической отметки, то лучше сразу остановиться и не допустить закипания двигателя. Не рекомендуется в такой ситуации идти вперед, ждать приезда эвакуатора или просить кого-нибудь отбуксировать вас.
Какую функцию несет расширительный бачок
На рассматриваемом нами сейчас автомобиле такая деталь как расширительный бачок выглядит как специальная емкость, выполненная из пластика, и которая предназначается для полного обеспечения нехватки охлаждающей жидкости, в свою очередь которая, как многие знают, в зависимости от тем-ры меняет свои свойства. В данном бачке имеется жидкость, охлаждающая силовую установку Патриота. Когда в радиаторе авто жидкость нагревается, она сразу меняет свои свойства и объем ее начинает увеличиваться. Вся лишняя жидкость при этом не может никуда выйти, а должна, специально для этой цели, и предусмотрен специальный расширительный бачок.
В конструкции бачка есть специальные отметки, позволяющие наглядно владельцу авто осуществлять контроль жидкости как в самом бочке, но и в целом в системе. Бачок сверху имеет пробку, через которую необходимо заливать антифриз. Пробка находится сверху и герметично закрывает устройство. Благодаря этой самой герметичности, полностью исключена вероятность того, что из бачка выльется антифриз.
В бачке присутствуют 3-и отверстия, предназначенные непосредственно для заполнения всей системы охлаждения необходимой жидкостью, таким образом, когда в бак заливается антифриз, тут же происходит его распространение. Одно отверстие располагается в самом низу и имеет больший диаметр.
2 других отверстия поменьше и находятся в верхней части устройства, необходимы они для того, чтобы компенсировать антифриз, после его нагрева. Следовательно, расширительный бачок – это неотъемлемая часть всей системы охлаждения, которая ответственность несет за многие важные функции в работе авто, в том числе и УАЗ Патриот.
Объем системы охлаждения и прочие характеристики
Объем системы зависит от конструкции основного теплообменника. При использовании устройства трубчато-ленточного типа необходимо 12 л антифриза, в случае применения радиатора горизонтального типа емкость увеличивается на 2 л. Слив жидкости при обслуживании осуществляется через краны на основном радиаторе и блоке цилиндров, но при замене часть антифриза остается в рубашке, в подставленные резервуары выливается до 8 л раствора.
Популярный контент: то уаз патриот
- температура начала открытия клапана термостата — 70°С;
- температура полного открытия канала «большого круга» — +80…+84°С;
- срок службы антифриза — 60 тыс. км пробега или 3 года;
- допустимая температура двигателя — +87…+103°С.
Продлеваем срок службы штатного бачка на Патриоте
Как мы писали выше, можно самостоятельно продлить срок эксплуатации штатному расширителю, для этого необходимо установить еще один фиксатор, благодаря которому не будет происходить вибрационное воздействие на устройство.
Чтобы установить дополнительный фиксатор для бака на UAZ Patriot, вам потребуется:
• Потребуется ремень, вполне годный от ГРМ, или другого материала, но обязательно из резины.
Появляется закономерный вопрос: почему непременно резиновый ремень? Именно из резины крепеж не сможет негативно повлиять на целостность бачка. Дополнительно потребуются крепежи, которые помогут закрепить ремень ГРМ. Такое устройство поможет продлить эксплуатационный срок еще на 5-10 тыс. км пробега.
Что в итоге
Как видим, в ряде случаев снижение уровня охлаждающей жидкости в бачке или утечка антифриза/ТОСОЛ могут быть обусловлены естественными и вполне предсказуемыми причинами (постепенное закипание, растрескивание старых труб, износ элементов системы и т.д.)). При этом внешние протечки могут быть связаны с неисправностями термостата или помпы, засорением и загрязнением радиаторов и другими причинами. В любом случае, эти проблемы относительно легко диагностировать и устранять.
В свою очередь также можно выявить скрытые проблемы (внутренние утечки антифриза), при попадании охлаждающей жидкости в цилиндры она смешивается с моторным маслом. Так что проблема в данном случае серьезная, при попадании тосола или тосола в двигатель вы не сможете управлять автомобилем. Чтобы точно определить неисправность, необходимо отдельно изучить признаки попадания Тосола в цилиндры, рассмотренные выше.
Напоследок отметим, что в редких случаях может сломаться и блок цилиндров, при этом антифриз будет вытекать, а не входить. В такой ситуации риски повреждения двигателя не так высоки, как при внутренней течи, а сама проблема решается стандартными методами ремонта трещин в блоке и ГБЦ.