Замена и установка
Сам стартер находится в достаточно просто доступном месте – в отличие от аналогичного оборудования на других транспортных средствах. Именно это и позволяет свести количество затрачиваемого времени на демонтаж до минимума. Лучше всего заранее ознакомиться с процессом снятия на фото. Алгоритм включает основные этапы:
- необходимо отсоединить силовые контакты с аккумуляторной батареи,
- при помощи головки на 10 с 12ю гранями либо специальной звездочки следует открутить болты крепления,
- далее нужно открутить силовой провод – для этого требуется ключ на 13,
- стартер аккуратно наклоняется в сторону бампера и вытаскивается со своего посадочного места.
Важно аккуратно отсоединять контакты – их повреждение приведет к серьезным затруднениям. Нужно отметить, что процесс установки осуществляется в строго обратном порядке
Для этого достаточно будет установить новый стартер, закрутить на место крепящие его болты. Клеммы аккуратно устанавливаются на свои посадочные места.
Обычно все гайки снабжаются специальной пометкой с завода. При установке сборщиком затяжка осуществляется данамометрическим ключом. Необходимо избегать перетяжки – в противном случае резьба будет сорвана. Как следствие – обратная установка, сборка вызовет серьезные затруднения.
Как обеспечить надежную работу реле стартера Газель Бизнес УМЗ 4216
Реле стартера – это одно из ключевых устройств, отвечающих за запуск двигателя Газели Бизнес УМЗ 4216. Оно отвечает за подачу электрического тока на стартер и позволяет запустить двигатель. Чтобы обеспечить надежную работу реле стартера и избежать возможных поломок, необходимо соблюдать некоторые рекомендации.
1. Проверка электрических контактов
Периодически необходимо проверять состояние электрических контактов реле стартера. Они могут окисляться или загрязняться, что может вызвать неправильную работу реле. Для очистки контактов можно использовать специальные средства или просто протереть их тканью.
2. Проверка цепей питания
Важно также проверять состояние цепей питания реле стартера. Периодически проверяйте провода на наличие повреждений или перегибов
Также обратите внимание на состояние самого аккумулятора и убедитесь, что он корректно заряжен
3. Регулярная эксплуатационная проверка
Необходимо регулярно проводить эксплуатационную проверку реле стартера. Включите зажигание и убедитесь, что при повороте ключа слышен характерный звук включения реле стартера. Если слышны щелчки или другие аномалии, необходимо обратиться к специалисту для диагностики и ремонта.
4. Замена реле по истечении срока службы
Реле стартера имеет ограниченный срок службы. Если нарушена надежность запуска двигателя или возникают постоянные поломки, скорее всего, реле нужно заменить. В данном случае рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту в автосервисе для диагностики и замены реле стартера.
Соблюдение этих рекомендаций поможет обеспечить надежную работу реле стартера Газель Бизнес УМЗ 4216 и продлить его срок службы. При возникновении любых проблем или сомнений лучше обратиться к специалисту, чтобы избежать возможных поломок и неполадок.
Способ второй — буксировка
Не менее эффективный и даже более надежный, но нужна другая машина помощнее вашего автомобиля. Буксировать транспортное средство достаточно будет на небольшое расстояние, после чего завести двигатель тем же манером, что описывалось выше. В этом случае хотелось бы дать пару дельных советов:
- Не глушить автомобиль, после того, как он завелся и отправиться затем сразу в сервис;
- Не забывать, что после завода машина наберет скорость, если она на второй передаче и вы нажали на педаль акселератора;
- Не забывать, что после завода, буксирующий вас автомобиль остановится. Поэтому нужно будет успеть затормозить.
Оригинальные детали и их аналоги: что лучше
Если было установлено, что стартер по какой-то причине все же вышел из строя – необходимо поставить новый. Процесс данный имеет свои особенности. Сегодня в продаже имеется обширный выбор различных деталей. Все их можно разделить на 2 основные категории:
- оригинальные,
- аналоги.
Первые отличаются высоким качеством. Но цена их обычно на порядок выше, чем аналогов. В то же время существует много производителей зарекомендовавших себя с положительной стороны. Причем качество производимой ими продукции ничуть не ниже. Стоит при недостатке бюджета сделать выбор в пользу недорогого аналога. Но при наличии средств – желательно приобретать оригинал.
Оригинальные стартеры для двигателей Cummins ISF:
Наименование производителя | Напряжение и мощность | Артикул | Стоимость, рублей |
---|---|---|---|
PRESTOLITE | 12 В 2.5 кВт | 529557652669695311304 | От 7 800 |
Присутствует множество качественных аналогов. С положительной стороны зарекомендовали себя следующие производители:
Наименование производителя | Напряжение и мощность | Артикул | Стоимость, рублей |
---|---|---|---|
АТЭ-1 | 12 В 2 кВт | 42.3708000 | От 4 600 |
БАТЭ | 12 В 1.8 кВт | 5112.3708000 | От 6 850 |
КЗАТЭ | 12 В 2 кВт | 6012.3708-01 | От 3 450 |
При выборе важно заранее проверить совместимость конкретной модели стартера и установленного в автомобиль двигателя. Классическим считается мотор ЗМЗ
Но данная модель транспортного средства нередко оснащается зарубежными агрегатами. Этот момент следует обязательно учесть. Получить более подробную информацию о совместимости лучше всего у разработчика-производителя моторов.
Что делать с лишним проводом и откуда он вообще взялся
Тот самый провод, который теперь остался висеть в воздухе, отвечал за подачу напряжения на катушку в обход дополнительного сопротивления (вариатора) в момент пуска двигателя. Это сделано для того, чтобы искра при пуске была посильнее.
Исправить можно несколькими путями:
- Радикальный путь. Можно сразу поставить на машину более современное зажигание в котором вариатор не применяется.
- Путь умеренного вмешательства. Здесь мы меняем штатное четырехконтактное дополнительное реле стартера РС 502 на пятиконтактное РС 507. Все провода старого реле перекручиваем на соответствующие контакты нового. «Свободный» провод от стартера нужно будет или вытянуть из жгута проводки или просто нарастить и присоединить к оставшейся пятой клемме.
- Путь для тех, кто дружит с паяльником. Оба тонких провода мы прикручиваем на одну клемму стартера. Теперь отвинчиваем от вариатора провод с клеммы «С» и присоединяем его через мощный диод обратно. Это делается для того, чтобы ток мог идти только по направлению от стартера к катушке. В противном случае, при включенном зажигании у вас будет плюс на втягивающем реле и стартер будет вращаться постоянно.
- Путь для любителей дополнительных реле. Вот и пригодился обжимник клемм, кроме него нам потребуется обычное четырехконтактное нормально разомкнутое реле, клеммы «мамы», 50 сантиметров провода сечением 1,5 мм, термоусадочная трубка. Контакт 86 крепим на массу автомобиля, контакт 85 объединяем с 87 и подсоединяем к управляющему проводу втягивающего реле, а контакт 30 соединяем с нашим «лишним» проводом. Само реле размещаем повыше, дабы в него не попадала влага.
Втягивающее реле
Стартер по своей конструкции представляет собой небольшой электромотор, специальная муфта (бендикс) которого зацепляется с маховиком силового агрегата на несколько секунд, приводя по вращение коленвал. Несмотря на небольшие размеры стартера, при запуске двигателя через него проходят токи, достигающие сотен ампер. Если питание на это устройство подавать непосредственно через ЗЖ, то никакие контакты не выдержат таких нагрузок и сгорят. Поэтому для подключения стартера к источнику питания задействуется специальное втягивающее реле, в котором конструктивно предусмотрены контакты, рассчитанные на большие токи. Этот механизм конструктивно расположен на корпусе стартера.
На рассматриваемое коммутирующее устройство возлагается ряд функций:
- соединение стартера с источником питания;
- зацепление и удержание бендикса с маховиком двигателя;
- отключение питания стартера после того, как мотор начнёт работать.
Принцип действия
Втягивающий механизм функционирует в таком порядке:
- При повороте ключа в ЗЖ срабатывает дополнительное реле.
- Питание от АКБ подаётся на катушку тягового реле.
- Под действием магнитного поля якорь заходит внутрь обмотки.
- Вилка стартера приводится в движение и выдвигает бендикс.
- Звёздочка стартера зацепляется с маховиком силового агрегата.
- Пластина, закреплённая на конце штока втягивающего реле, соединяет между собой контакты.
При описанных действиях в течение нескольких секунд происходит запуск мотора. После активации стартера втягивающая обмотка прекращает свою работу, а ток проходит через удерживающую катушку, за счёт которой якорь остаётся в крайнем положении. Наличие двух обмоток снижает потребление энергии батареи во время пуска двигателя.
После того как мотор начинает работать, электрическая цепь стартера размыкается, ток через удерживающую катушку перестаёт течь, а якорь за счёт пружины принимает исходное положение. Одновременно отводится муфта и пятак от контактов реле, бендикс отходит от маховика и стартер отключается от АКБ.
Неисправности
Поскольку устройство втягивания работает каждый раз при запуске силового агрегата и подвергается высоким нагрузкам, оно постепенно изнашивается и выходит из строя. О неисправностях реле можно судить по характерным признакам:
- когда мотор запускается, стартер продолжает работать, издавая жужжащий звук;
- в момент запуска двигателя реле издаёт щелчок, но стартер не функционирует;
- при повороте ключа стартер крутится, но не зацепляется с маховиком.
Неполадки могут возникать по нескольким причинам:
- нарушение целостности корпуса реле;
- проблемы со втягивающей или удерживающей катушкой;
- подгорание контактов;
- ослабление пружины.
Все перечисленные неполадки проявляются в результате естественного износа, перегорания обмоток либо разрушения частей узла.
На автомобиле
Диагностику проводим мультиметром или «контролькой»:
- Визуально оцениваем целостность проводки реле.
- Проверяем работу реле, для чего поворачиваем ключ в замке зажигания и прислушиваемся к стартеру: если щелчка неслышно, реле считается неисправным.
- Если есть характерный звук, но стартер не крутит, может быть подгорели контактные пятаки в самом реле. Для проверки снимаем фишку, которая идёт от ЗЖ и замыкаем между собой два резьбовых контакта. При таком соединении стартер будет запитываться минуя реле. Вращение стартера укажет на неполадки с элементом коммутации.
- Подключаем мультиметр к «+» реле, т. е. на контакт, куда приходит питание с АКБ, а минус соединяем с массой. Включаем зажигание и, если напряжение оказывается ниже 12 В, то скорее всего, заряда батареи не хватает для запуска мотора, но достаточно для срабатывания реле.
Оригинальные детали и их аналоги: что лучше
Если было установлено, что стартер по какой-то причине все же вышел из строя – необходимо поставить новый. Процесс данный имеет свои особенности. Сегодня в продаже имеется обширный выбор различных деталей. Все их можно разделить на 2 основные категории:
Первые отличаются высоким качеством. Но цена их обычно на порядок выше, чем аналогов. В то же время существует много производителей зарекомендовавших себя с положительной стороны. Причем качество производимой ими продукции ничуть не ниже. Стоит при недостатке бюджета сделать выбор в пользу недорогого аналога. Но при наличии средств – желательно приобретать оригинал.
Оригинальные стартеры для двигателей Cummins ISF:
Наименование производителя | Напряжение и мощность | Артикул | Стоимость, рублей |
---|---|---|---|
PRESTOLITE | 12 В 2.5 кВт | 529557652669695311304 | От 7 800 |
Присутствует множество качественных аналогов. С положительной стороны зарекомендовали себя следующие производители:
Наименование производителя | Напряжение и мощность | Артикул | Стоимость, рублей |
---|---|---|---|
АТЭ-1 | 12 В 2 кВт | 42.3708000 | От 4 600 |
БАТЭ | 12 В 1.8 кВт | 5112.3708000 | От 6 850 |
КЗАТЭ | 12 В 2 кВт | 6012.3708-01 | От 3 450 |
При выборе важно заранее проверить совместимость конкретной модели стартера и установленного в автомобиль двигателя. Классическим считается мотор ЗМЗ
Но данная модель транспортного средства нередко оснащается зарубежными агрегатами. Этот момент следует обязательно учесть. Получить более подробную информацию о совместимости лучше всего у разработчика-производителя моторов.
Стартер издает посторонние звуки
Треск или скрежет в момент пуска двигателя
Этот звук возникает при неполном зацеплении шестерни стартера с зубьями венца маховика. Причин может быть несколько, и большинство из них устраняются легко.
- Ослабло крепление стартера к колоколу сцепления. Такое бывает. Просто попробуйте пошатать стартер рукой, если он не сидит плотно, затяните гайки его крепления с требуемым моментом и попробуйте запустить мотор. Скорее всего, пугающие звуки исчезнут.
- Недостаточное перемещение скользящей муфты стартера. Шестерня просто не встает на свое место. Обычно виноват заросший грязью вал. Для восстановления работоспособности, снимите стартер с автомобиля. Далее очистите вал и смажьте его хорошей консистентной смазкой. Проверьте перемещение шестерни, заеданий быть не должно.
- Может быть виновата вилка, перемещающая скользящую муфту. Бывает, что она ломается или деформируется, хотя и редко. В обоих случаях, вилку нужно заменить.
- Подъеден венец маховика. Данную проблему вы легко увидите, сняв стартер и просто заглянув в отверстие колокола сцепления. Решений у проблемы несколько: замена маховика, замена венца (старый сбивают, а новый нагревают и горячим напрессовывают на маховик), можно попробовать перевернуть старый венец (нагреваем венец и спрессовываем его с маховика, нагреваем повторно и напрессовываем обратной стороной).
Ослабло крепление втягивающего к корпусу стартера. Как результат — неполное перемещение шестерни. Подтяните крепеж.
Визг. При этом двигатель иногда чуть проворачивается, но недостаточно для запуска
Как правило, такое поведение говорит о том, что вам нужно поближе познакомиться с бендиксом.
Для тех, кто не вполне понимает, что это такое, поясним.
Бендикс — это не что иное как обгонная муфта. Ее смысл в том, что при вращении стартера она жестко связывает приводную шестерню с валом электродвигателя, а в момент, когда двигатель запустился, и его обороты выросли, он начинает проскальзывать, не давая ДВС вращать электродвигатель стартера. Аналогичная штука присутствует в заднем колесе велосипеда, это она издает характерный стрекочущий звук при движении накатом. То есть, это вовсе не сама шестерня привода, а именно та штука, к которой эта шестерня крепится.
Снимается эта деталь достаточно просто, но испачкаетесь сильно. Хотя, если вы сняли стартер, вас это уже не должно волновать.
- Спрессовываем упорную втулку с оси.
- Поддеваем отверткой и снимаем пружинное стопорное кольцо.
- Снимаем бендикс в сборе с шестерней.
- Меняем на новый и собираем все в обратном порядке.
Вот и все неисправности.
Действия перед заменой стартера: проверьте несколько деталей
Если ваш стартер на ГАЗ-4216 не работает, перед тем как приступать к замене его на новый, необходимо проверить несколько деталей:
1. Убедитесь в исправности аккумулятора. Проверьте напряжение на аккумуляторе с помощью вольтметра. Если напряжение ниже 12 вольт, аккумулятор необходимо зарядить или заменить.
2. Проверьте соединения и кабеля. Убедитесь, что соединения на аккумуляторе и на стартере надежно закреплены, не окислены и не имеют повреждений. Проверьте состояние кабелей – они должны быть целыми и не иметь трещин. Также стоит осмотреть заземление, чтобы убедиться, что оно не отсоединено.
3. Проверьте предохранители. Проверьте состояние предохранителей в электрической системе автомобиля. Если предохранители сгорели, замените их на новые.
4. Проверьте пусковой реле. Убедитесь, что пусковое реле на ГАЗ-4216 функционирует исправно. Реле должно иметь надлежащий контакт и не вызывать короткого замыкания.
5. Проверьте контакты стартера. Осмотрите контакты на стартере – они должны быть целыми, не окисленными и не иметь повреждений. Если контакты стартера покрыты ржавчиной или коррозией, их необходимо очистить или заменить.
Проверка и замена этих деталей может устранить неисправности, из-за которых стартер не работает, и поможет избежать лишней затраты на новый стартер. В случае, если после проверки данных деталей проблема с работой стартера не ушла, следует приступить к замене самого стартера.
Есть ли смысл в замене?
На самом деле, исправный родной стартер при хорошем аккумуляторе со своей задачей справляется очень даже замечательно, и машина успешно заводится даже в очень лютый мороз. Конечно, речь о машинах, не имеющих проблем в зажигании и топливной системе. Однако преимущества у редукторного стартера есть.
- Компактность. Пожалуй, это самый наглядный момент. Хотя при общей массе машины этот плюс, может, и не самый главный.
- Более высокая скорость вращения. А вот это уже облегчение запуска мотора.
- Более высокий момент на выходном валу. Это преимущество вы оцените при пуске в мороз. Такой стартер бодро крутит даже при очень густом масле.
- Экономичность. Потребление редукторного стартера несколько ниже.
- Красивый звук при запуске. Это просто приятный бонус.
Технически редукторный стартер отличается от обычного тем, что в его конструкции присутствует планетарная передача, посредством которой вращение передается с вала электромотора на выходной вал стартера.
Демонтаж стартера
Существует несколько вариантов, как снять стартер с двигателя. Выбор преимущественно зависит от наличия у автовладельца гаража с ямой и свободного времени для того, чтобы замена стартера была произведена своими силами.
Лучше всего организовать доступ к этому узлу с двух сторон, сняв нижнюю защиту двигателя, и частично демонтировав систему воздушного охлаждения, убрав батарею АКБ. Это возможно в сервисе на подъемнике или в гараже на яме. Однако, даже в ее отсутствии ремонт стартера вполне возможен, но с увеличением трудозатрат и времени работ.
На яме или подъемнике
Перед тем, как снять стартер своими силами, необходимо загнать машину на яму, чтобы обеспечить доступ к болтам крепления защиты ДВС снизу. Эта деталь из толстостенной листовой стали крепится в 4 точках, проблем с откручиванием обычно не возникает, поскольку ее снимают очень часто во время обслуживания автомобиля. При необходимости резьбовые части обрабатываются предварительно смазкой WD-40.
Внимание: В ряде случаев работе мешает накладка, защищающая глушитель, которую тоже придется снять. На иномарках под защитой двигателя может стоять дублирующая пластина из полимерного материала, так же подлежащая демонтажу
Начинается замена стартера с демонтажа этого узла запуска ДВС, однако при снятой защите удобно откручивать только нижний болт
Верхние крепежные элементы проще выкручивать сверху. Для этого, в зависимости от компоновки агрегатов и узлов машины под капотом, придется снять:
Начинается замена стартера с демонтажа этого узла запуска ДВС, однако при снятой защите удобно откручивать только нижний болт. Верхние крепежные элементы проще выкручивать сверху. Для этого, в зависимости от компоновки агрегатов и узлов машины под капотом, придется снять:
- клеммы с аккумулятора (в любом случае);
- вытащить АКБ наружу;
- демонтировать при необходимости корпус воздушного фильтра;
- открутить кронштейн, на котором крепится патрубок охлаждения.
После чего, работы продолжаются в яме:
- от стартера необходимо отключить все провода, подходящие к нему от аккумулятора, поэтому откручивается гайка, фиксирующая кабель «+», затем провод, подходящий к управляющим контактам втягивающего реле;
- откручивается нижняя гайка крепления стартера ключом на 13.
Работы продолжаются сверху, со стороны капота автомобиля:
- откручиваются два или один оставшийся верхний болт ключом на 13;
- стартер за корпус отводится в сторону пассажирского сиденья, чтобы бендикс вышел из посадочного места возле маховика;
- вытаскивается этот узел через верх.
В зависимости от типа ДВС операции демонтажа стартера могут изменяться:
- двигатель С-типа – классический демонтаж по вышеописанной схеме;
- двигатель F-типа – вначале своими руками демонтируются крепежные болты стартера, затем снимается защита, отсоединяется опора ДВС задняя;
- двигатель V8 – при наличии 16 клапанов снимается защита, выкручиваются болты крепления стартера, демонтируется правое переднее колесо и усиление коллектора системы выхлопа, снимается задняя опора двигателя.
С подобными нюансами знакомы сотрудники СТО, поэтому замену стартера рекомендуется производить специалистам.
В отсутствие гаража, ямы или при внезапном отказе электростартёр можно снять через капот. Особенностями процесса являются:
- обеспечение доступа к болтам крепления по аналогии с вышеописанным способом (демонтаж аккумулятора и части системы воздушного охлаждения)
- нижние болты, клемма на втягивающем реле и гайка «+» клеммы находятся наощупь
- вначале откручивается нижний крепеж, затем средний, так как центрирующая втулка расположена именно на нем
В последующем время работ немного снижается за счет получения автовладельцем некоторого опыта. При необходимости может использоваться домкрат или ручные самодельные подъемники, например, как на нижнем фото. Это актуально, если потребуется снять переднее колесо со стороны пассажира.
Таким образом, для рядных двигателей демонтаж стартера в принципе сложностей не представляет, даже если осуществляется собственными силами. Аккумулятор необходимо снять в любом случае, чтобы обезопасить проведение работ. При сложной компоновке узлов под капотом, эксплуатации V-образных ДВС рекомендуется посетить СТО.
Профилактические меры: как избежать проблем с стартером
Чтобы избежать проблем с работой стартера на ГАЗели 4216, следует выполнять ряд регулярных профилактических мероприятий:
- Следите за состоянием аккумуляторной батареи. Проверяйте уровень заряда и поддерживайте его на оптимальном уровне. Заменяйте старый аккумулятор своевременно.
- Регулярно осматривайте провода, соединяющие стартер и аккумулятор. Убедитесь, что они в хорошем состоянии и надежно закреплены.
- Проверяйте и, при необходимости, регулируйте натяжение ремня привода стартера. Убедитесь, что он не слишком натянут и не слишком ослаблен. Замените изношенный ремень своевременно.
- Очищайте и смазывайте подшипники стартера. Поддерживайте их в хорошем состоянии. При обнаружении износа или повреждений замените подшипники.
- При обнаружении любых признаков неисправности стартера (таких как слабый звук старта или недостаточная скорость вращения), сразу же обратитесь к специалисту для диагностики и ремонта.
Выполнение данных профилактических мер позволит значительно снизить вероятность возникновения проблем с работой стартера на ГАЗели 4216 и продлить срок его службы.
Признаки неисправности реле стартера Газель Бизнес УМЗ 4216
Реле стартера – это электромеханическое устройство, отвечающее за передачу электрического тока от аккумуляторной батареи к стартеру двигателя автомобиля. Если реле стартера газели УМЗ 4216 выходит из строя, это может вызвать проблемы с запуском двигателя и работой электрической системы автомобиля.
Существует несколько признаков, которые могут указывать на неисправность реле стартера Газель Бизнес УМЗ 4216:
- Тихий щелчок или щелчки при попытке запуска двигателя. Если при повороте ключа зажигания слышны тихие щелчки или сильное кликанье, а двигатель не запускается, это может означать, что контакты реле стартера не смогли передать достаточный ток для запуска двигателя.
- Нет реакции при попытке запустить двигатель. Если при повороте ключа зажигания не происходит никакой реакции со стороны двигателя, это может указывать на неисправность реле стартера. Контакты реле могут быть окислены или изношены, что препятствует передаче электрического тока.
- Проблемы с работой электрической системы. Неисправность реле стартера может также привести к неправильной работе электрической системы автомобиля. Например, можно заметить, что фары гаснут или мигают при попытке запустить двигатель.
Такие признаки неисправности реле стартера Газель Бизнес УМЗ 4216 могут указывать на необходимость его замены. Ремонт или замена реле стартера должны выполняться квалифицированными специалистами автосервиса, которые смогут провести диагностику и произвести необходимые работы
Важно не замедлить с обращением за помощью, чтобы избежать больших проблем с работой автомобиля и безопасностью на дороге