Схема ЗИЛ 131
Электросхема грузового автомобиля ЗИЛ 131. Предназначена для проведения ремонтных работ и обслуживания авто. Для увеличения — кликните на схему.
Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-131
Элементы схемы электрооборудования данного грузового автомобиля:
29 114-3733024 Реле электромагнита типа РС523 в сборе 48 130-3721062 Устройство контактное с крышкой в сборе 26 130-3722105 Предохранитель 6А ЗИЛ 131 27 130-3722210 Предохранитель 7,5А 56 130Т-3704010-А Выключатель зажигания типа ВК350 в сборе 12 130Т-3708110-А Реле включения стартера типа РС502 в сборе 43 130Т-3709010 Переключатель света центральный типа П44-А в сборе 53 130Т-3709060-20 Переключатель указателей поворота типа П105А-01 62 130Т-3714010-Б Плафон кабины типа ПК201 в сборе 67 130Т-3715010-А1 Лампа переносная типа ПЛТ67-А в сборе
17 130Т-3715060-А Лампа подкапотная типа ПД308-А в сборе 7 130Т-3721020-02 Сигнал звуковой типа С311-01 в сборе 70 130Т-3723043 Панель соединительная четырехконтактная типа ПС2-А2 в сборе 4 130Т-3726038 Фонарь сигнальный типа УП101 в сборе 33 130Т-3730010 Электродвигатель отопителя типа 192.3730 в сборе (35 Вт) 37 130Т-3730166 Сопротивление электродвигателя дополнительное типа СЭ300 в сборе 47 130Т-3803021 Контрольная лампа типа ПД20-Е 64 130Т-3806040-01 Датчик указателя уровня топлива типа БМ117-Д-Т в сборе 9 130Т-3808012 Датчик указателя температуры воды типа ТМ-100-В в сборе 8 130Т-3808014 Датчик лампы перегрева воды в радиаторе типа ТМ-102 в сборе 20 131-3702010-11 Реле-регулятор типа РР132А в сборе 74 131-3703010-А Аккумуляторная батарея типа 6СТ-90ЭМ (с электролитом) в сборе 73 131-3703140 Выключатель массы аккумуляторной батареи типа ВК318-Б 14 131-3705050-Б Резистор цепи катушки зажигания СЭ326 16 131-3706010-20 Датчик-распределитель 43.3706 в сборе 6 131-3707010 Свеча зажигания типа СН307-В в сборе 10 131-3708010-01 Стартер типа СТ2А в сборе ЗИЛ 131 57 131-3709036 Переключатель света фар ножной типа П53 58 131-3710136-Б Выключатель типа ВК-403 в сборе 35 131-3710142 Выключатель типа ВК38-Б в сборе 34 131-3710600-01 Выключатель управления реле типа 4607.3710 в сборе 2 131-3711010-А Фара типа ФГ122П в сборе 1 131-3712010-Б Фонарь передний типа ПФ133А в сборе 44 131-3713230-Б Патроны ламп освещения приборов с проводами типа ПП126-К в сборе 31 131-3714320 Фонарь освещения кабины типа ФП12-Б в сборе ЗИЛ 131 66 131-3715020 Штепсельная розетка типа ПС400 в сборе 65 131-3716010-Б Фонарь задний типа ФП133А 71 131-3717010 Фонарь освещения номерного знака типа ФП134 в сборе 24 131-3720010-А2 Выключатель сигнала торможения типа ВК13-Б в сборе 22 131-3721300-А Сигнал-зуммер типа С205-Б в сборе 75 131-3727012-А Фара-прожектор типа 17.3711 с рукояткой в сборе 60 131-3733010 Электромагнит привода воздушного клапана типа РС326 в сборе 18 131-3734010 Коммутатор транзисторный типа ТК200 в сборе 19 131-3734012 Вибратор аварийный типа РС 351 в сборе 55 131-3810090-Б Манометр давления воздуха в шинах типа МД223-Б в сборе 11 131-7904044 Фильтр конденсаторный типа ФР132 46 150Ю-3713240 Патрон контрольной лампы ЗИЛ 131 36 150Ю-3713300 Переключатель типа П20-А2 в сборе 21 150Ю-3715020 Штепсельная розетка типа 47К в сборе 28 150Ю-3722150 Предохранитель термобиметаллический типа ПР2-Б 81 150Ю-3723032 Панель соединительная трехконтактная типа ПС1-А2 в сборе (для моделей 131Н и 131НА с односкоростной коробкой отбора мощности) 76 150Ю-3723076 Панель двухконтактная типа ПС4-А2 в сборе 13 152Ю1-7904030 Фильтр радиопомех цепи катушки зажигания типа ФР82-Ф в сборе 32 155Ю-3713300 Выключатель типа ВК26-А2 в сборе 30 157Г-7904200 Конденсатор электродвигателя отопителя типа КБП-С 125-40-1 +/-20% 23 157КЮ-3730020 Электродвигатель вентилятора типа МЭ11 в сборе 69 164Ю-3716110 Розетка штепсельная прицепа типа ПС300А-100 в сборе 3 164Ю-3723079 Панель соединительная пятиконтактная типа ПС5 в сборе 25 164Ю-3726026 Прерыватель указателей поворота типа РС57 в сборе 51 164Ю-3803025 Контрольная лампа указателей поворота типа ПД20-Д 5 375-3701010 Генератор типа Г287Б в сборе 15 375-3705010-10 Катушка зажигания типа Б118 в сборе 49 Комбинация четырех приборов типа КП205-А Комбинация четырех приборов типа КП205-А в сборе 45 Манометр давления воздуха в системе пнев Манометр давления воздуха в системе пневматического привода тормозов типа МД-213 в сборе 52 Спидометр типа СП201-А в сборе Спидометр типа СП201-А в сборе.
Принцип работы
Рабочий процесс стартера ЗИЛ-130 можно разделить на несколько этапов:
- Соединение шестерни привода с маховиком.
- Запуск стартера.
- Отсоединение шестерни от венца маховика.
Сам рабочий цикл механизма является кратковременным. Данный механизм не участвует при последующей работе мотора, а способствует лишь его запуску. Если рассматривать принцип работы стартера ЗИЛ-130 более подробно, это будет выглядеть следующим образом:
- Водитель устанавливает ключ в замок зажигания и проворачивает его в положение запуска. Далее электричество передается от аккумулятора на замок зажигания, а после – на тяговое реле стартера ЗИЛ-130.
- Шестерня обгонной муфты входит в зацепление с венцом маховика. Одновременно с этим замыкается цепь и подается напряжение 12 В на электрический двигатель стартера.
- Шестерня начинает вращаться. Таким образом, увеличиваются обороты коленчатого вала. Когда обороты составляют порядка 300 в минуту, двигатель начинает «схватывать» и запускается. В этот момент шестерня с электродвигателем разъединяются (благодаря срабатыванию обгонной муфты – именно она разъединяет связь) и маховик вращается уже без ее помощи. Электричество больше не поступает на стартер. Он находится в выключенном положении до следующего запуска.
Составляющие в схеме подключения стартера
Стартер в ЗИЛ 131 требуется для создания крутящего момента, за который отвечает коленчатый вал во время работы двигателя. Питание осуществляется через аккумуляторную систему. Состоит из следующих компонентов:
- Корпус или электродвигатель стартера в виде цилиндрической оболочки. Внутри на стенках располагается четыре магнитных сердечника, называемых «башмаками». Постоянные магниты называются статорами двигателя. Представлены в количестве 4-ех штук.
- Тяговое реле монтируется на корпусе. Он состоит из подвижной перемычки, соединяющей между собой контакты. Также здесь присутствуют силовые контакты в задней части. Реле управляет подключением и отключением электромотора, а также влияет на работу маховика.
- Контакты реле – подвижный и неподвижный. Неподвижные контакты состоят из разных съемных и несъемных видов, используемых для продолжительного соединения проводников. Разъемное контактирование достигается при помощи винтов, болтов, зажимов, а неразъемное – с использованием сварки, пайки. Подвижные контакты бывают разрывными (разного рода переключатели, кнопки), и скользящими.
- Якорь выполнен в виде оси из высокопрочной стали. На нее надеты серведчник и пластины. Располагается в передней и задней крышках пускового механизма.
- Кожух представляет собой элемент, выступающий в роли защиты вентилятора от механических воздействий. Препятствует проникновению посторонних предметов в двигатель. Поэтому необходимо следить, чтобы кожух находился в хорошем состоянии. Деталь крепится непосредственно к щиту мотора при помощи болтов.
- Винт – это крепеж для разборного монтирования деталей. Причем одна может иметь внутреннюю резьбу.
- Рычаг.
- Упорное кольцо.
- Вал.
- Коллектор — это элемент мотора ЗИЛ 131, через которую проходит напряжение на щетки и пластинки якоря.
- Крышка запчасти.
- Щетки с щеткодержателем, который расположен в задней крышке основного устройства. По сути является обоймой с присутствием легких пружин. Обеспечивают плотное прижимание щеток к коллектору.
Чтобы произошло воспламенение горючего, необходимо выполнение нескольких условий. Во-первых, необходимо создать минимальное вращение коленчатого вала двигателя, которого будет достаточно для запуска системы зажигания. Для этого понадобится дополнительный источник энергии. В его роли выступает стартер, который представлен в виде двигателя постоянного тока.
Рис.1 — Стартер СТ2А-3708000 на ЗиЛ-131, Урал-375
1 – стартер СТ2А-3708000 в сборе; 2 – щиток стартера; 3 – реле включения стартера; 4 – выключатель зажигания; 5 – крышка со стороны коллектора; 6 – фильц; 7 – пружина щетки; 8 – траверса; 9 – щеткодержатель; 10 – щетки; 11 – полюс; 12, 13 – катушки полюсов; 14 – коллектор; 15 – якорь; 16 – винт полюса; 17 – корпус стартера; 18 – уплотнительные кольца; 19 – шайба; 20 – реле тяговое; 21 – пружина реле; 22 – ось рычага; 23 – привод в сборе; 24 – крышка со стороны привода; 25 – втулка направляющая с шестерней; 26 – пружина; 27 – втулка отводки; 28 – пружина; 29 – чашка; 30 – подшипник.
подключение стартера зил 131
Hace 4 años
стартер водонепроницаемый.
Hace 7 meses
как проверить стартер на работоспособность ГАЗ-53, ГАЗ-3307, ГАЗ-66 ЗИЛ если есть вопросы обращайтесь на .
Hace 4 años
Проблема со стартером зил-130. Замена пятаков зил-130. Стартер зил-130. Зил-130. Каменск-Уральский.
-
Lifan x50 где находится стартер
-
C1425 ошибка тойота prado
-
197644 ошибка шкода октавия а7
-
Ошибка p1113 пежо дизель
- Стеклоподъемник дт 75 схема
Цветная электрическая схема электрооборудования ЗИЛ 131 и 130 с описанием проводов
Автомобиль ГАЗ 31105ГАЗ 3110ГАЗ 2705 — Газель Многоцелевой грузовик ЗИЛ 131 многие годы использовался в армии, и после модернизации его продолжают эксплуатировать в различных отраслях народного хозяйства. В статье рассматривается электрооборудование грузовика, основные неисправности, дается схема электрооборудования ЗИЛ 131 цветная.
Особенности электрооборудования
С 1966 по 1086 год ЗИЛ 131 выпускался в неизменном виде (автор видео — Иван Зенкевич PRO автомобили).
Затем вышли три его модификации:
- с карбюраторным двигателем;
- с дизельным двигателем;
- с неэкранированной проводкой для гражданских нужд.
Грузовик имеет высокие эксплуатационные качества, но кроме них в его конструкции есть особенности, которые отечественные производители не применяли на других машинах:
- установлен бензиновый двигатель с 8-ю V-образным расположением цилиндров, имеющий 16 клапанов;
- традиционная система зажигания заменена на бесконтактную, оборудованную электронным коммутатором;
- использование экранированной герметичной электропроводки позволило эксплуатировать ЗИЛ 131 в любых погодных условиях.
Как определить неисправность?
Неполадки, связанные с электрооборудованием, можно определить по следующим признакам:
- Генератор: не дает зарядный ток, шум подшипников во время работы, зарядный ток большой силы.
- Стартер: не работает; не вращает коленвал двигателя; ротор вращается, но не вращает коленвал; при включении слышны частые щелчки втягивающего реле; после пуска мотора стартер не отключается.
- Аккумуляторная батарея: быстро разряжается; быстро уменьшается уровень электролита в батарее; из отверстий для вентиляции проливается электролит; во время зарядки незначительное повышение плотности электролита.
- Система зажигания: нарушены контакты в соединениях компонент системы зажигания, не запускается силовой агрегат.
Возможные неполадки проводки
Недостатком бесконтактной системы грузовика в былые времена являлось недостаточное количество электронных деталей и их надежность для эксплуатации в суровых погодных условиях.
Неполадки проводки могут возникнуть по причине:
- обрыва цепи;
- повреждения токоведущих элементов: жил, контактов, проводов;
- плохого контакта в местах соединения;
- окисление клемм и контактов;
- повреждения изоляции;
- отсутствия питания.
Обрыв в электрической цепи можно определить с помощью вольтметра или контрольной лампочки.
Оборванные провода нужно заменить целыми. Если нет возможности сделать замену, можно временно соединить оборванные концы провода, обмотав их изоляционной лентой.
Следует следить за чистотой контактов, иначе ток не сможет пробивать образовавшуюся из масла или окиси пленку.
Электрическая схема
В грузовом автомобиле ЗИЛ 131 установлена однопроводная система электрооборудования с номинальным напряжением 12 В. С корпусом машины соединены минусовые клеммы источников питания.
Фотогалерея «Схемы электрооборудования ЗИЛ»
Видео «О двигателе ЗИЛ 131 »
В этом ролике рассказывается о двигателе ЗИЛ 131 с описанием его работы (автор видео — Азбука Автозапчастей Острогожск).
Возможные проблемы при подключении реле стартера ЗИЛ 131
При подключении реле стартера ЗИЛ 131 под капотом могут возникнуть следующие проблемы:
- Неправильное подключение проводов. При неправильном подключении проводов могут возникнуть короткое замыкание или некорректное функционирование системы стартера. Перед подключением обязательно ознакомьтесь с схемой подключения и инструкцией по установке.
- Отсутствие заземления. Заземление играет важную роль при работе реле стартера. Если заземление отсутствует или плохо подключено, это может привести к неполадкам и нестабильной работе системы стартера.
- Неисправность самого реле стартера. Возможно, у вас бракованное или поврежденное реле стартера. Проверьте его на наличие видимых повреждений и замените при необходимости.
- Повреждение проводов. При установке и подключении реле стартера необходимо быть осторожным, чтобы не повредить провода. Поврежденные провода могут вызвать сбои в работе системы стартера.
- Несовместимость компонентов. Если вы пытаетесь установить реле стартера ЗИЛ 131 на другой автомобиль, возможно, оно не будет совместимо с другими компонентами системы стартера. Удостоверьтесь в совместимости компонентов перед установкой.
- Неправильная работа системы зажигания или аккумулятора. В некоторых случаях неправильная работа реле стартера может быть вызвана проблемами в системе зажигания или низким зарядом аккумулятора. Проверьте эти компоненты перед установкой или заменой реле стартера.
Если у вас возникли проблемы при подключении реле стартера ЗИЛ 131, рекомендуется обратиться к специалисту для более подробной диагностики и решения проблемы.
Принцип работы СЗ
СЗ любого ДВС предназначена воспламенять ТВС в цилиндрах. Воспламеняется смесь благодаря возникновению искры, которая поступает на контакт свечи. Свеча находится в каждом цилиндре. Работа свечей осуществляется в строгом порядке в заданное время. Эффективная работа двигателя зависит не только от возникновения искры, но и от силы ее тока, что также является одной из функций СЗ.
Источником питания автомобиля является аккумуляторная батарея, которая вырабатывает ток определенной силы. Напряжения, которое поступает от аккумулятора недостаточно, чтобы воспламенить горючую смесь. Решение этой задачи возложено на СЗ. Она увеличивает напряжение, которое поступает от АКБ, и подает его в нужный момент на определенную свечу. Силы поступившего тока хватает, чтобы возникла искра, способная зажечь ТВС.
Основные этапы любой СЗ:
- накопление нужного заряда;
- преобразование низковольтного тока в высоковольтный;
- распределение заряда;
- образование искры на свечах;
- воспламенение горючей смеси.
К СЗ предъявляются такие требования:
- Подавать искру в заданное настройками газораспределительной системы время на свечу конкретного цилиндра. Работа цилиндров должна быть синхронизированной, тогда двигатель будет работать стабильно.
- Искра должна появляться в свече с точностью до десятых долей секунды в заданный настройками системы момент. Это задается в настройках. Другими словами, если искра будет образовываться раньше или позже буквально на секунду, машина не заведется.
- Для получения необходимой мощности искры СЗ должна быть так настроена, чтобы воспламенять ТВС с определенной плотностью и конкретными пропорциями топлива и воздуха.
- Обеспечивать надежность работы двигателя, функционирование которого начинается с образования искры и воспламенения топливной смеси.
Чтобы понять, как работает двигатель нужно разобраться в работе СЗ (автор видео — Александр Крупко).
Проблемы в работе стартера
Несмотря на то, что в схеме подключения стартера на деталь оказывается меньше нагрузки, чем на другие системы и углы ТС, даже при малых нагрузках не исключена поломка. Вероятные неполадки:
- Медленно вращается коленчатый вал. Это происходит из-за высокой вязкости масла, окисления контактов кабеля, уменьшения заряда внешнего источника.
- Не осуществляется подключение механизма. Причин бывает несколько: поломка реле, контактов, нарушение схемы.
- Неприятные звуки в шестерне появляются из-за некорректного замыкания контактов в схеме.
- Работа якоря не инициирует движение коленвала. Такое явление происходит вследствие буксировки муфты или препятствий в перемещении элемента по валу.
- Чересчур долгое подключение стартера ЗИЛ 131 обусловлено заеданием замка зажигания или обмотки, а также неправильным функционированием контактов, нарушением их схемы.
- Лишний шум при работе может возникнуть ввиду ослабления соединения деталей или замедленного выхода шестерни.
Рекомендуется не допускать поломок устройства, поскольку при его полном выходе из строя хозяину придется заплатить немало денег.
Из материала стало известно, что представляет собой стартер ЗИЛ 131 согласно базовой схеме, каково его предназначение и как подключить механизм. Деталь довольно надежна и долговечна. При грамотном подключении по схеме, а также своевременном и должном обслуживании она прослужит десятки лет.
=>
Грузовик ЗИЛ 131 в течение многих лет применялся в качестве военной техники. По прошествии времени он стал все чаще применяться в сельскохозяйственных работах. В материале описана схема подключения стартера ЗИЛ 131 и факторы, влияющие на его работу.
Важность правильного подключения реле стартера для надежной работы Зил 131
Правильное подключение реле стартера в автомобиле Зил 131 имеет огромное значение для надежной работы всей системы пуска двигателя. Реле стартера является одной из ключевых компонентов, которая обеспечивает передачу высокого тока от аккумулятора к стартеру, что позволяет запустить двигатель.
Неправильное подключение реле стартера может привести к множеству проблем и неполадок в работе автомобиля. Один из наиболее серьезных последствий неправильного подключения — ненадежный пуск двигателя или его полная неработоспособность. При неправильном подключении могут возникнуть короткое замыкание, перегрев проводов и даже возгорание.
Для обеспечения надежной работы реле стартера на Зил 131 необходимо следовать рекомендациям производителя и правильно подключить его к аккумулятору и стартеру. Наиболее распространенная схема подключения предусматривает:
- Подключение провода, идущего от положительного контакта аккумулятора, к клемме «B+» реле стартера.
- Подключение провода, идущего от клеммы «M» реле стартера, к контакту стартера.
- Подключение провода, идущего от клеммы «S» реле стартера, к коммутационному контакту включающего реле.
Необходимо также обратить внимание на качество и состояние проводов, а также на правильность подключения заземления. Плохой контакт, окисление или повреждение проводов могут привести к снижению эффективности работы реле стартера
Важно помнить, что подключение реле стартера должно производиться только при выключенном зажигании и без подключенного аккумулятора. Также рекомендуется использовать качественные крепежные детали и следить за состоянием крепления реле стартера для обеспечения исправной работы системы
В итоге, правильное подключение реле стартера в автомобиле Зил 131 является неотъемлемой частью обеспечения надежности и эффективности работы системы пуска двигателя. В случае сомнений или непонимания в схеме подключения, рекомендуется обратиться к специалистам или консультироваться с руководством по эксплуатации автомобиля.
Разбор работы реле стартера ЗИЛ 131: основные принципы
Реле стартера играет важную роль в работе автомобиля ЗИЛ 131. Принцип работы реле стартера основан на использовании электромагнитов и контактов, которые выполняют роль переключателей. Рассмотрим основные этапы работы реле стартера ЗИЛ 131:
- Включение зажигания. Когда водитель включает ключ зажигания, происходит подача питания к электромагниту реле стартера через контакты замка зажигания и контакты панели приборов. Электромагнит притягивает якорь к себе и устанавливает зажигание в положение «включено».
- Активация реле стартера. При нажатии водителем на педаль газа, происходит активация реле стартера. Когда датчик педали газа срабатывает и передает сигнал, реле стартера принимает этот сигнал и активируется.
- Переключение контактов. После активации, реле стартера переключает контакты, чтобы сформировать сильный ток, который будет передан на стартер. Когда контакты реле стартера переключены, происходит электрическое соединение между стартером и батареей автомобиля.
- Старт двигателя. После переключения контактов реле стартера, стартер начинает свою работу и передает крутящий момент на коленвал двигателя. Это позволяет запустить двигатель автомобиля.
- Выключение реле стартера. Когда двигатель успешно запустился, датчик положения коленвала передает сигнал реле стартера о том, что двигатель вращается. В ответ на это, реле стартера выключается и контакты возвращаются в исходное положение, разрывая электрическую цепь со стартером.
Важно отметить, что работа реле стартера ЗИЛ 131 подчиняется определенным параметрам и зависит от состояния других систем автомобиля. Неправильная работа или поломка реле стартера может привести к проблемам с запуском двигателя или полной его остановке
Основные принципы работы реле стартера ЗИЛ 131
Этап работы
Описание
Включение зажигания
Подача питания к электромагниту реле стартера.
Активация реле стартера
Нажатие на педаль газа активирует реле стартера.
Переключение контактов
Формирование сильного тока, передаваемого на стартер.
Старт двигателя
Передача крутящего момента на коленвал двигателя.
Выключение реле стартера
Выключение реле стартера после успешного запуска двигателя.
Изучение работы реле стартера ЗИЛ 131 позволит водителям лучше понять принцип его работы и в случае необходимости правильно диагностировать проблемы и провести ремонт. Следует помнить, что при возникновении серьезных проблем рекомендуется обратиться к профессионалам для качественного обслуживания и ремонта.
Рекомендации по проверке и замене реле стартера
Реле стартера – это важный элемент автомобильного электрооборудования, отвечающий за подачу питания на стартер. Если реле стартера не функционирует должным образом, автомобиль может быть сложно или невозможно завести. Для того чтобы убедиться, что реле стартера работает надежно, следует выполнить следующие рекомендации по его проверке и замене.
- Проверка проводов и контактов
Перед проведением проверки реле стартера рекомендуется отсоединить отрицательную клемму АКБ. С помощью проверяющего устройства или мультиметра следует проверить провода и контакты реле на наличие коррозии, перегрева или повреждений. В случае обнаружения проблемных мест, провода и контакты следует очистить от окислов или заменить при необходимости.
Проверка катушки реле
Для проверки катушки реле стартера, сначала необходимо удалить его из автомобиля. Затем, с помощью мультиметра переключите его в режим проверки сопротивления. Проверьте сопротивление катушки. Если оно отличается от нормы, то реле стартера нужно заменить.
Проверка контактных групп
Контактные группы реле стартера также могут подвергаться износу и повреждениям. Для проверки контактных групп, реле стартера следует разобрать. Проверьте состояние контактов на предмет истирания и коррозии. Если контакты повреждены или замыкаются, реле стартера следует заменить.
Замена реле стартера
Если после проверки реле стартера обнаружены серьезные неисправности, его следует заменить. При выборе нового реле стартера рекомендуется приобретать оригинальную запчасть или качественную аналогию, чтобы обеспечить надежность и долговечность исправной работы стартера.
Проверка и замена реле стартера являются важными процедурами для обеспечения надежной работы автомобиля. При выполнении вышеперечисленных рекомендаций можно избежать неполадок и проблем с запуском двигателя.
Политика модификаций
Имея столь серьезную поддержку и признание, автозавод с 1967 года получил заказы на модификацию ЗИЛ 130. Особо следует выделить 2 направления:
- Выпуск моделей, способных нести службу в Заполярье (при температуре ниже -45С) . Эти автомобили производились для осваивания месторождений в Сибири и на Дальнем востоке;
- Выпуск моделей, предназначенных для работы в тропиках (при 100% влажности). Их производили для зарубежных стран, которым помогало советское правительство.
Справочно: для Заполярья выпускались автомобили из материалов, способных обеспечить работу автомобиля в условиях отрицательных температур. Что касается тропиков, то проводка ЗИЛ 130 и ряд электрических узлов имели герметичное исполнение.
Модификация ЗИЛ 130С
В 70-е годы в Сибири были открыты многие месторождения полезных ископаемых. Цена добычи была низкой, и для их разработки требовались грузовые автомобили, способные работать в суровых климатических условиях.
О том, с какими трудностями сталкивались автомобили в условиях Крайнего Севера, вы можете судить по видео, представленному в нашей статье. Это черно-белая копия, воссозданная из архивных материалов Завода имени Лихачева, наглядно демонстрирует возможности грузового автомобиля ЗИЛ 130 С.
Тематическое видео смотрите в конце статьи.
Среди комплектации ЗИЛ 130С (Сибирь) следует отметить особенности электрооборудования:
- Предпусковой обогреватель с автономным источником питания;
- Кабина с двойным остеклением и дополнительным автономным отопителем, оснащенным электрическим вентилятором повышенной мощности;
- Противотуманные фары и прожектор-искатель с управлением из кабины;
- Два независимых бензобака с указателем уровня топлива на приборной панели;
- Указатель температуры электролита аккумуляторной батареи.
Справочно: сама аккумуляторная батарея размещалась в специальном термобоксе и обогревалась во время работы выхлопными газами двигателя. Проводка на ЗИЛ 130 изготавливалась из специальной пластичной резины, выдерживающей низкие температуры.
Специальные версии
Также грузовые модификации различались по заказчикам:
- Для министерства обороны (МО);
- Для аварийно-спасательных служб (в основном пожарных);
- Для гражданских предприятий.
В частности, для армейских нужд автозавод приступил к выпуску автомобиля ЗИЛ-130Е, на который:
- устанавливалась экранированная электропроводка ЗИЛ 130;
- генератор переменного тока Г-51 (450 Вт мощности и силой тока 40А);
- реле-регулятор напряжения РР-51;
- прерыватель-распределитель зажигания Р-102;
- высоковольтная катушка зажигания Б-102Б;
- электрический стартер СТ-2;
- свечи зажигания СН-307.
Справочно: Особенно известен ЗИЛ 130 в качестве пожарного автомобиля. Многие из выпущенных в 80-е годы «пожарок» до сих пор несут службу в российских городах и поселках.
ЗИЛ 130 – это автомобиль с богатейшей историей, ставший родоначальником многих современных транспортных средств специального назначения. Его конструкция оказалась удачной для построения новых модификаций, а основные узлы и электрооборудование позволяли эксплуатировать автомобиль в любых погодных условиях.
Технические характеристики серийного грузовика
Техника была многоцелевой, поэтому активно применялась армейскими частями.
Грузоподъемность по грунтовым дорогам (т) | 3500 |
Запас хода по трассе (т) | 5 000 |
Масса с лебедкой (т) | 10 425 |
Масса без лебедки (т) | 10,185 |
Расход топлива (л на 100 км) | 49,5 |
Объем топливного бака (л) | 170 х 2 |
Радиус поворота (м) | 10,80 |
Тормозной путь (на скорости 50 км / ч) (м) | 29 |
Максимально допустимая скорость (км / ч) | 80 |
Ресурс (км) | 850 |
Передача инфекции | Механическая — пять скоростей |
Схватить | Одиночный герметичный сухой диск |
Раздаточная коробка | ЗИЛ 131 |
Двухступенчатый с передаточным числом на первой передаче | 2,08 |
На втором | 1.0 |
Осевой привод (задний) | Прямые механические последовательно |
Дорожный просвет (м) | 0,33 |
Колесная база (мм) | 3350 х 1250 |
Форсированный брод (мм) | 1400 |
Форсированный подъем (в градусах) | тридцать |
Новый грузовик имел лучшие технические параметры, а расход топлива ЗИЛ 131 был ниже, чем у предыдущей модели.
Автомобиль оснащался гидроусилителем руля, лебедкой повышенной тяги, гидроусилителем руля, системой контроля давления в шинах и был более комфортным в использовании.
Он был оборудован трехместной кабиной полностью металлической, закрытой, с теплоизоляцией и разъемным панорамным лобовым стеклом, состоящим из двух половин. Сиденье водителя не было согласовано с пассажирскими сиденьями и легко регулировалось по длине, высоте и углу наклона спинки. Это улучшило характеристики автомобиля и сделало его комфортным для длительной эксплуатации.
ЗИЛ 131 на борту оснащался деревянной платформой с основанием из металлических прутков. Люк платформы был навесным, а передняя и две боковые направляющие глухие. Вдоль боковых стен стояли решетки и складные скамейки, предназначенные для перевозки людей. Автомобиль имел оперение, что делало его привлекательным и защищало двигатель от грязи.
Манипулятор ЗИЛ 131 отличался более прочной базой. Платформа и рама были изготовлены из прочной углеродистой стали. Машина была разработана для установки крановой установки или другого специализированного оборудования.
Конструкторы предусмотрели грузовик повышенной проходимости и хороший контакт с дорожным покрытием. Его оснастили сквозными осями, широкими восьмислойными шинами с ребрами жесткости на протекторах и блокируемым межосевым дифференциалом. По мощности днища эти колесные машины не уступали гусеничным.
Подключение проводов к новому стартеру
Для успешного подключения проводов к новому стартеру на ЗИЛ 131 необходимо следовать определенной последовательности
Важно соблюдать правильную полярность и правильно крепить проводы в соответствующих разъемах
Перед началом работ необходимо убедиться, что электрическая система автомобиля отключена. Для этого отсоедините клеммы аккумуляторной батареи, начиная с клеммы «минус»
Это предосторожность, чтобы избежать возможности короткого замыкания и травмирования
Далее, снимите провод со старого стартера. Осмотрите провод на предмет повреждений и износа. Если провод выглядит поврежденным или старым, рекомендуется заменить его.
После этого соедините новый стартер с проводами. Убедитесь, что соединение качественное и надежное. Провод, идущий от аккумулятора, подключается к основному выводу стартера, в то время как провод от пусковой кнопки подключается к дополнительному выводу стартера.
После того как провода подключены, важно убедиться в их надежности и неподвижности. Затяните крепежные гайки, чтобы провода не ослабли во время движения
Также, проверьте отсутствие замыканий и правильную полярность.
После выполнения указанных шагов, можно подключить клеммы аккумуляторной батареи. Включите электрическую систему автомобиля и проверьте работу нового стартера. Если все сделано правильно, двигатель должен запуститься без проблем.
Проведение проводки стартера ЗИЛ 131
Проводка стартера ЗИЛ 131 — важная часть электрической системы автомобиля. Она отвечает за передачу электрического тока от аккумулятора к стартеру, что позволяет запустить двигатель. В данной инструкции будут описаны основные шаги по проведению проводки стартера ЗИЛ 131.
Для начала необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:
- Ключ для откручивания клемм аккумулятора
- Отвертки разного размера
- Провод сечением, соответствующим требованиям автомобиля
- Термоусадочная трубка
- Зажимные клипсы или клеммы
Шаг 1: Подготовка автомобиля
- Перед началом работ, убедитесь, что двигатель и стартер остыли и отключите зажигание.
- Используя ключ, отсоедините клеммы аккумулятора, начиная с отрицательной (-) клеммы.
- Переведите отсоединенные клеммы в сторону, чтобы они не соприкасались с клеммами аккумулятора.
Шаг 2: Замена провода стартера
- Используя отвертку, открутите крепления провода стартера, находящиеся на корпусе стартера и блоке цилиндров.
- Снимите старый провод со стартера и двигателя.
- С помощью отвертки удалите старый наконечник провода.
- Подготовьте новый провод с соответствующим сечением. Оставьте достаточную длину провода для удобной установки и подключения.
- Соедините новый наконечник провода с клеммой на стартере. При необходимости используйте зажимные клипсы или клеммы.
- Установите провод на корпус стартера, затянув крепежные винты.
- Проведите провод по блоку цилиндров и зафиксируйте его крепежными винтами.
- Установите термоусадочную трубку на соединение провода и наконечника. Подействуйте на нее теплом, чтобы она плотно облегала соединение.
Шаг 3: Подключение провода к аккумулятору
- Сначала подключите положительный (+) провод к положительной клемме аккумулятора.
- Затяните гайку клеммы, чтобы обеспечить надежное соединение.
- Подключите отрицательный (-) провод к отрицательной клемме аккумулятора.
- Также затяните гайку клеммы.
После выполнения всех указанных выше шагов проводка стартера ЗИЛ 131 будет завершена.
Недостатки
Как и любая другая техника, самосвал ЗИЛ-45065 имеет и ряд своих недостатков, среди которых следует отметить:
- Меньшую грузоподъемность, чем у современных зарубежных аналогов этого же класса;
- Морально устаревшую конструкцию и многие технические решения;
- Низкий уровень комфорта в кабине по современным меркам;
- Большой расход топлива по современным меркам;
- Частое появление различных поломок и неисправностей при отсутствии регулярного технического обслуживания.
Сейчас приобрести подержанный самосвальный грузовик ЗИЛ-45065 можно по средней стоимости в пределах от 120 тысяч и до 190 тысяч рублей. Такой ценник, как правило, имеют модели, выпущенные в период с 1993 по 1996 год. Более поздние версии имеют среднюю стоимость в пределах от 210 до 330 тысяч рублей.
Стоит отметить, что цена автомобиля складывается с учетом таких факторов, как год выпуска, техническое состояние, а также пробег.