Промывка сажевого фильтра дизельного двигателя
Для восстановления штатной работы мотора, можно не только сажевый фильтр прожечь, но и процедуру очистки можно осуществить, если будет проведена промывка. При этой операции применяется специальная жидкость, а сама процедура зависит от используемого средства:
Жидкость для промывки DPF Flushing Liuquid
- снимается сажевый фильтр с автомобиля, и закрывается его входное или выходное отверстие;
- заливается внутрь используемая для очистки жидкость, так, чтобы был заполнен весь объем;
- промываемое изделие выдерживают в таком состоянии десять часов, при этом необходимо его периодически встряхивать;
- по истечении этого времени надо промыть все теплой водой;
- установить фильтр на автомобиль и проехать некоторое расстояние для оценки результатов промывки.
Жидкость для очистки «TUNAP MP 131». С ней процедура очистки выполняется несколько по-другому. Убирается штатный датчик давления или температуры, в образовавшееся отверстие вставляется зонд, через него на сажевый фильтр несколько раз с интервалом в пять секунд распыляется жидкость. Затем осуществляется промывка с помощью концентрата TUNAP MP 132.
В результате таких действий сажа растворяется и распределяется по всей поверхности, вследствие чего становится возможна нормальная регенерация. После проведения монтажа, восстанавливающего первоначальное состояние системы, вручную запускается обычная регенерация, в ходе которой сгорает накопившаяся на внутренней поверхности сажа и очищающая жидкость.
Преимущества регулярной профилактики, чистки и промывки
Срок службы сажевого фильтра напрямую зависит от общего количества самоочисток, которые инициировал ЭБУ. Чем чаще деталь самоочищается, тем большее количество платины-катализатора выгорает под воздействием повышенной температуры.
Главным плюсом постоянного обслуживания выхлопной системы дизеля является экономический аспект, а также возможность эксплуатации мотора со стабильно оптимальными показателями. Если дизельный ДВС находится в условиях, которые приводят к повышенному нагарообразованию, тогда профилактическая чистка сажевого фильтра намного выгоднее езды без его обслуживания вплоть до самой замены. Это четко выражается в финансовом плане. Исправный дизельный двигатель с очищенным фильтром всегда отдает полную мощность, умеренно расходует топливо, легко запускается, не вредит окружающей среде, надежность и общий ресурс ДВС повышаются.
Желательно дополнительно чистить элемент на каждом плановом ТО, после устранения неполадок с топливной аппаратурой или ремонта самого двигателя. Одним словом, чистка требуется как для профилактики, так и после ликвидации причин продолжительных сбоев в работе дизеля, которые приводят к образованию нагара на фильтрующей сажу сетке.
Присадка в дизель помогает солярке полноценно сгорать в цилиндрах, что снижает количество сажи в выхлопных газах двигателя. При самоочистке нет необходимости долго калить катализатор дизеля, выгорание катализатора в этом случае становится менее интенсивным. Если мотор исправен, заливается солярка хорошего качества, а также регулярно используется присадка один раз в 2-3 тыс. км пробега, тогда дополнительная очистка фильтра может и вовсе не потребоваться.
Немного истории
С ростом машин, пошло увеличение выбросов в атмосферу. Создавать экологичные моторы на тот момент, было никому не нужно, а кто пытался, ценник на эти самые двигатели становился мягко говоря не конкурентным, поэтому под давлением в первую очередь европейских государств, были созданы катализаторы, который впитывал все вредные вещества из отработанного бензина.
А вот с дизелем, вопрос стоял гораздо острее. Одно слово — сажа. Бороться с ней с помощью катализатора и настроек двигателя, вариант из разряда так себе. Может на бумаге и цифрах, что-то и получалось, только вот к реальной жизни и эксплуатации, это ничего общего не имело.
Частично проблему удалось решить сажевым фильтром, но не настолько, чтобы экологи успокоились.
Удалять сажевый фильтр можно?
Автомобилисты часто не желаю больше возиться с постоянной очисткой и заменой сажевого фильтра, а также сопряженными с этим дополнительными финансовыми расходами, поэтому решаются на удаление компонента. Это можно сделать несколькими способами:
- Демонтаж устройства. Удаление сажевого фильтра механическим способом позволяет повысить мощность авто, хоть и незначительно. При эксплуатации транспортного средства ЭБУ будет выдавать ошибку, так как отсутствие фильтра будет восприниматься аналогично неисправности.
- Внесение корректива в софт ЭБУ мотора (обновление программы до той версии, в которой нет сведений о наличии сажевого фильтра). Для этого используется специальный программатор, но требуется полная уверенность в корректности работы обновленной прошивки, так как последствия подобных вмешательств могут оказаться непредсказуемыми.
- Подключение эмулятора устройства (не меняя заводскую прошивку), транслирующего ЭБУ сигналы, которые аналогичны сигналам от датчиков реально работающего фильтра.
Требуется понимать, что экологические стандарты Евро-5, действительные на данный момент, не позволяют эксплуатировать автомобиль, у которого установлен дизельный мотор, без сажевого фильтра.
Очистка выхлопа
С ужесточением норм и стандартом для экологии, у автопроизводителей не осталось выбора, кроме как прогнуться и озадачить инженеров, как угодить зеленым и при этом не сильно удорожить себестоимость выпускаемых машин.
Тут первым в лидеры выбился Mercedes, разработавший систему Bluetec, состоящий сразу из трех элементов — сажевого фильтра, катализатора и жидкостной системы нейтрализации.
Вот последнее и есть мочевина. Под нее был спроектирован и размещен отдельный бак, куда заливается AdВlue. Вода и аммиак почти в чистом виде. Уже из бака, система автоматически делает впрыск этой жидкости в систему отработанных газов, где последние с ней перемешиваются и нейтрализуются. Это происходит в нейтрализаторе SCR.
Тут в дело идет чистая химия. Аммиак из мочевины реагирует с окислами азота, при температуре 300 градусов, в результате на выходе получается вода и азот. Другие же химические соединения попросту догорают внутри системы.
Режимы системы SCR
⦁ Обогащение топливной смесиДанный режим необходим для прогрева катализатора и поддержания необходимой температуры катализатора во время работы SCR⦁ Ограничение крутящего моментаАктивируется при возникновении неисправности в SCR. При срабатывании данного режима на панели приборов автомобиля загорается сигнализатор неисправности SCR желтого или красного цвета, мощность автомобиля при этом ограничивается на 40%⦁ Повышение оборотов холостого ходаРежим необходимый для прогрева катализатора на холостом ходу. Обороты ХХ будут увеличены до достижения необходимой температуры.
Что такое сажевый фильтр
Работа дизельного мотора сопровождается тем, что используемое топливо не догорает полностью, формируя твердые частицы, параметры которых находятся в пределах от 10 нм до 1 мкм. Такие компоненты сажи принято относить к загрязнениям третьего класса опасности. Если они контактируют с организмом человека, то вызывают обострения различных респираторных заболеваний, могут спровоцировать рак кожи, а в окружающей среде нарушаются условия климата.
Наличие в конструкции авто сажевого фильтра обеспечивает снижение общего объема твердых компонентов в выходящем выхлопе на 80-90%. Добиться подобного результата можно только за счет высокой стоимости системы, которая является технологически сложной. Можно рассмотреть ее структуру и принцип работы.
Сажевый фильтр: принцип работы и устройство
Размер сажевых
частиц очень мал. На 90% они состоят из углерода, и задержать их обычными
средствами почти невозможно, поэтому в фильтрующем устройстве применяется
диффузия. Матрица состоит из сети трубок, торцы которых закрыты с разных
сторон. Сажа поступает со стороны мотора. Ее частицы не могут пройти дальше —
они проникают в соседние каналы сквозь стенки фильтра, после чего покидают
матрицу. Во время прохода из одного канала в другой удерживаются даже очень
мелкие частицы.
Схема работы сажевого фильтра
Сажевик выглядит довольно
просто, хотя его устройство трудно назвать таковым. Он похож на металлический
цилиндр. Для подключения цилиндра к очищающей системе на нем с двух сторон расположены
патрубки. Внутри цилиндра матрица. Сажевик также содержит:
- датчик давления;
- температурный датчик.
Способы установки
сажевика бывают разными — это зависит от конструкции компонента. Используются как
матрицы с каталитическим покрытием внутри, так и обычные. Во втором случае на
мотор приходится ставить катализатор.
Виды сажевых фильтров
Для регенерации сажи
разработали фильтры 2 видов.
Сажевик с каталитическим покрытием
Устройство ставят
рядом с мотором. На входе должна создаваться высокая температура. В этом
элементе есть керамическая матрица, состоящая из множества небольших каналов,
которые устроены так, что через один ряд торцы или открыты, или закрыты для
принятия отработанных газов. Пористые стенки создают фильтрующий эффект. Проходя
через них, сажа оседает, затем подвергается окислению катализатором.
Частицы сажи — твердое
вещество, постепенно накапливающееся в фильтре. Поэтому фильтр нужно периодически
чистить. Регенерация бывает пассивной и активной. При пассивной регенерации
находящиеся в саже вредные вещества после контакта с кислородом преобразуются в
безопасную углекислоту. Активная регенерация — сложный процесс, за ним следят
сразу два датчика.
Автоматический сажевик
Он размещен за
каталитическим нейтрализатором. Применение присадок позволяет увеличить
температуру выхлопа до максимума, в результате сажа нейтрализуется. Датчики
срабатывают, как только фильтр заполняется сажевыми отложениями. Матрица
изготовлена из материала, способного долгое время выдерживать повышенные
температур.
Расборка сажевого фильтра
Как очистить сажевый фильтр
Чтобы его работоспособность восстановилась, необходимо очистить поры от посторонних частиц. Производителем автомобиля предусмотрена для сажевого фильтра такая процедура, как регенерация. Она может быть:
- пассивная;
- активная.
Пассивная чистка
Подобным образом очистить внутреннюю поверхность достаточно просто, это предусматривается самой конструкцией фильтрующего элемента. Используются такие способы:
- Дожигание несгоревших частиц топлива. Для этого внутри фильтра обеспечивается высокая температура (не менее шестисот градусов), особенно в тех случаях, когда нагрузка двигателя максимальная.
- Регенерация с помощью специальных добавок к топливу, таких как мочевина и EOLYS, обеспечивающих сгорание сажи при более низких температурах (не более пятисот градусов).
- Регенерация благодаря каталитическому покрытию на внутренней поверхности керамических трубок. Использование катализаторов и высокой температуры приводит к окислению частиц сажи (сгоранию).
Активная или принудительная регенерация
В тех случаях, когда трубки забиваются, падает мощность, крутящий момент мотора, и машина, грубо говоря, перестает ехать. Состояние системы контролируется датчиками:
- температуры;
- давления в системе очистки;
- расхода воздуха.
Сажевый фильтр забивается быстрее всего в условиях городского движения, а также при нахождении в пробках, так что именно такой режим является наиболее вредным для машин с дизелем. Связано это с тем, что при подобном движении температура выхлопных газов недостаточно высока для полного сжигания сажи, поэтому она забивает в трубках поры. Для восстановления характеристик автомобиля, когда это произошло, необходим прожиг сажевого фильтра.
Что такое сажевый фильтр на авто?
DPF задерживает
частицы сажи, которые содержат отработанные газы дизельного двигателя. С 2009
года фильтры стали обязательными к применению, до этого использовались только
на тяжелых грузовиках. Они уменьшают содержание вредных веществ в выхлопе на
90%. Сажа оседает на стенках компонента, что со временем приводит к его
засорению — появляется необходимость чистки (регенерации). Способ чистки
зависит от вида элемента. Распространены фильтры таких видов:
- с каталитическим покрытием (состоит из керамической
матрицы с каналами, фильтрующими выхлоп); - с активным восстановлением (содержит присадку, которая
автоматом вспрыскивается в топливо, когда электронная система определит
факт засорения).
Сажевый фильтр в разрезе
В присадке
самоочищающегося элемента содержится церий — химический элемент, способствующий
разрушению сажевых отложений. Запасы присадки нужно восполнять через каждые 80
000 км. Присадка расходуется быстрее, если применяют некачественное топливо.
Причины повышения объема сажи в отработанном топливе
Есть несколько причин повышенного выделения сажи при работе мотора:
- Избыток топлива. Такая ситуация сопряжена с неисправностью работы топливной системы, например, если имеет место подтекание форсунок.
- Недостаточно воздуха. Такая ситуация возникает по различным причинам, например, некорректное функционирование турбины, утечка воздуха либо просто слишком засоренный воздушный фильтр в системе.
- Топливо низкого качества. Во время сгорания такого топлива система очистки заполняется не только сажей, но и частицами углеводородов, не сгорающих в рабочей камере. Это приводит к тому, что фракции сажи склеиваются, формируя смолистые отложения.
- Естественный износ компонента.
Из-за перечисленных изменений на сажевом фильтре формируется плотный нагар, который не получается удалить способом регенерации.
Регенерация
Сначала под
воздействием газов происходит испарение оболочек гранул, потом церий
высвобождается. Затем при его попадании на мембрану происходит воспламенение, и
температура газов сильно повышается. Разогрев носит локальный характер, поэтому
для системы это безопасно. Конечно, керамическая решётка постепенно разрушается,
но этот процесс очень продолжительный.
DPF располагаются близко
к мотору. Поэтому никаких дополнительных приспособлений, чтобы максимально
разогреть газ, не требуется. Горячие газы сразу же попадают в фильтр, выжигая
сажу. Такая процедура может быть проведена только при движении на полной
скорости, поэтому автомобиль иногда нужно предельно разгонять.
Не стоит проводить процедуру регенерации каждый день — отталкивайтесь
от интенсивности образования сажных отложений.
Забитый сажевик
использовать нельзя, потому что со временем это разрушит двигатель. В сервисных
центрах есть оборудование, запускающее процесс принудительной регенерации. Но
этого сделать не получится, если фильтр забит сверх нормы. Здесь уже нужно
производить промывку специальными средствами, что позволит удалить основную
часть отложений. Промывка может быть проведена одним из 2 способов:
- частичная промывка (элемент не снимается);
- глубокая промывка (подразумевающая снятие элемента).
Сажевый фильтр с датчиками
Частичная промывка
производится при помощи пистолета-распылителя, трубки и специального средства. Также
понадобится компрессор, который будет создавать необходимое давление. Снимаем
температурный датчик, открываем доступ к фильтру и очищаем его. На одну
процедуру уходит до литра очищающей жидкости, в качестве которой обычно
используют NUNAP MP 131. Потом датчик возвращаем на место.
При глубокой
промывке элемент снимаем полностью, промываем его специальным средством — например,
DPF Cleaner. Активная жидкость нейтрализует сажные отложения, и они легко удаляются
подаваемой под напором водой. Очистка более эффективна, если она проводится при
помощи компрессора. После очистки фильтрующий элемент просушиваем, потом ставим
на место.
Промывка далеко не
всегда позволяет полностью уничтожить засор. Если этого сделать не удаётся,
лучше купить и поставить новый элемент.
В средствах для промывки содержатся вредные для кожи вещества,
поэтому процедуру нужно проводить только в защитных перчатках.
Хотели как лучше
Безусловно, стремление снизить нагрузку на экологию похвально. Но, как говорил Виктор Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Три года назад, когда мы поднимали тему применения AdBlue, технический специалист в области диагностики двигателей Shell LubeVideoCheck ООО «Технологический сервис» Андрей Манчын рассказывал, что «в Сибири эксплуатация данной системы вообще невозможна с середины осени по середину весны».
AdBlue, так же, как и другие растворы мочевины, замерзают при температуре -11 градусов Цельсия, согласен Александр Зоря. Правда, он уточняет, что с раствором не происходит никаких изменений, кроме смены агрегатного состояния, и после разогрева тот переходит в жидкое состояние с сохранением своих прежних свойств.
Про подогрев как самого бака для AdBlue, так и заборника реагента и шлангов говорит и представитель Scania. В грузовиках этого бренда в программу управления системы понижения токсичности заложены параметры прогрева, поэтому г-н Левинсон уверяет, что даже в условиях особо низких температур система вполне работоспособна.
Отрадно, что машиностроители быстро отреагировали на реалии российского климата. Но вот с другой трудностью, сводящей на нет популяризацию SCR, им, скорее всего, не справиться. Речь идёт о контрафакте реагента.
И ладно бы, если контрафактный реагент попросту обогащал карманы тех, кто его производит. Фальшивый AdBlue забивает катализатор и фильтр, и через некоторое время владелец техники попадает на внеочередное ТО. Кроме того, в системе понижения токсичности современных автомобилей встроены датчики качества, поэтому на плохой жидкости или воде они работать просто не будут, говорит Максим Левинсон.
Добавим сюда затраты на сам дорогостоящий реагент, расход которого в среднем составляет 2 литра на 100 км, и переход двигателя в аварийный режим работы при отсутствии AdBlue или выходе из строя какого-либо из компонентов сложной системы SCR.
Нередко к поломке всей системы приводит некачественное топливо. Соты катализатора плавятся из-за высоких температур, что ведёт к неверным показателям датчика NOx.
Фото: ru.freepik.com
Как продлить жизнь сажевого фильтра
Замена фильтра на новый оригинальный компонент – это не дешевое дело, поэтому намного проще максимальное внимание уделить качественной регулярной очистке. Для этого требуется соблюдать несложные рекомендации:
- Отслеживать регулярность регенерации, и если это требуется сделать принудительно, то не экономить время и деньги.
- После прохождения каждого техосмотра или после ремонта топливной системы либо мотора нужно проводить принудительную чистку с профилактической целью.
- Можно пользоваться различными присадками для дизельного топлива. Определенные компоненты присадок ответственны ха снижение образования нагара. С такими присадками солярка сгорает эффективнее в цилиндрах практически полностью, не давая образоваться саже в большом объеме. Помимо этого, достигается снижение степени нагрева катализатора, чтобы он выгорал не настолько быстро. Каждые 2-3 тысячи километров пробега рекомендуется добавлять специальные присадки.
Очистка сажевого фильтра дизельного двигателя своими руками
Жидкости изготавливают из нефтяных компонентов, зачастую фасуют в 5-и литровые канистры. Средний расход для качественной промывки одного сажевого фильтра составляет не менее 4 литров состава. Более того, канистра может заранее иметь специальную горловину, так как далее потребуется подсоединить шланг. Возможны также варианты канистр, укомплектованные уже готовым шлангом.
Принцип действия промывочной жидкости основан на том, что состав эффективно растворяет смолы (выдерживается около 8 часов), на которых держится образовавшийся нагар
Необходимо тщательно следить за требованиями производителя жидкости, так как очень важно выждать необходимое время для полноценного воздействия промывки на сажу
Далее освободившаяся сажа просто смывается обычной струей чистой воды под давлением, которую подают на фильтр. После этого фильтр сушится и ставится на место. Сам растворитель смол выполнен на нефтяной основе, хорошо отмывается водой, не представляет для структуры катализатора вреда.
Промывка со снятием допускает использование только специальных жидкостей, которые на молекулярном уровне оказывают воздействие на смолы. Использовать другие средства строго запрещено, так матрица внутри фильтра имеет хрупкий платиновый слой. После промывки эффект от очистки контролируют визуально. Зачастую такой способ обеспечивает полную и максимально эффективную очистку элемента фильтрации.
Промывка на автомобиле без снятия фильтра
Вторым способом является промывка сажевого фильтра без снятия, что означает проведение работ прямо на авто. Фильтрующая деталь дизельного авто оборудована датчиками давления и/или температуры. Если датчик выкрутить, тогда появляется возможность подать промывочную жидкость.
Так как промывка осуществляется на авто, производители учитывают возможный риск возгорания промывочного состава. В таких условиях использовать нефтепродукты уже нельзя. Для очистки рекомендованы водно-щелочные растворы в паре со смывающей жидкостью. Данная жидкость нейтрализует вредоносную щелочь после того, как раствор завершит процесс очистки. Подача жидкости в корпус элемента производится при помощи специально предназначенного для этого пистолета. Также применяется прямой или изогнутый зонд, дополнительно предусмотрена насадка-распылитель.
Набор жидкостей, пистолет, распылители и зонды позволяют работать практически с любой моделью дизельного автомобиля, оборудованного сажевым фильтром. Прочистка этим способом подразумевает поэтапную дозированную подачу очистителя через отверстие датчика. Чаще всего используется место установки именно датчика давления, который расположен перед элементом. Заранее машину прогревают, затем дают остыть фильтру до приблизительной отметки около 40 градусов по Цельсию. Дело в том, что щелочной очищающий состав наиболее эффективен при такой температуре.
Для чистки потребуется около 1 литра жидкости, которую оставляют в корпусе элемента на 15 минут. Пистолет-распылитель высокого давления подключают к прямому или изогнутому зонду, который вводят в отверстие датчика. Очиститель распыляют с перерывами (до 10 сек. распыл, до 10 сек. пауза) прямо на поверхность сажевого фильтра. Рабочее давление при распыле должно составлять около 8 бар. Зонд желательно вращать в процессе распыления состава, а также перемещать вперед и назад для достижения лучшего качества нанесения очищающей жидкости на матрицу фильтрующего элемента.
Далее аналогичным образом распыляется ополаскиватель, который нейтрализует и смывает очиститель. Потребуется около 500 мл. очищающего состава. Смывка происходит при помощи того же распылителя-пистолета, соблюдаются похожие временные интервалы пауз между этапами распыла. Благодаря такому подходу сажа распределяется по поверхности матрицы более равномерно. Результатом станет то, что сажу можно будет намного более эффективно дожечь в процессе автоматической самоочистки.
Если такой возможности нет или инициация автоматического пуска самоочистки не происходит по причине сбоев в работе электроники дизеля, тогда режим активируют принудительно. Делается это при помощи диагностического сканера. Оборудование для диагностики также позволит оценить качество очистки сажевого фильтра от нагара. Для этого нужно сравнить показания пропускной способности элемента до и после использования промывки.
Зачем нужна мочевина
Продукт AdBlue является особым реагентом, применяемым во всех дизельных моторах, соответствующих стандартам Евро-4 и Евро-5 и включающих очищающую SCR-систему. Он представляет собой водный раствор мочевины, которая играет главную роль в процессе каталитической нейтрализации. Благодаря ее использованию становится возможным получение экологически безопасного выхлопа, продление периода эксплуатации двигателя и повышение его эффективности.
Теперь поговорим о том, зачем мочевина для грузовиков нужна. Заметим, что в настоящее время почти все грузовики оснащаются SCR-преобразователями, благодаря чему растут эксплуатационные характеристики самой машины и ее мотора, а элементы двигателя получают защиту от нагара. Мочевина вливается в специально предназначенный для этого бачок, находящийся рядом с автомобильным мотором.
Как правило, объем бачка равен 120 л. Продукт AdBlue довольно экономичен, и больший объем не потребуется. Такого объема достаточно для пробега в 8 тысяч километров. Основным принципом применения данного реагента считается точность соблюдения приложенной инструкции и применение лишь оригинального продукта. Также имеет значение то, насколько чист бачок, в который вливается мочевина, и из каких материалов он сделан.
Этапы очистки отработанных газов
Мочевина в дизельных двигателях применяется для того, чтобы достичь предельного соответствия чистоты выхлопных газов нормативам Euro-4, Euro-5 и Euro-6. А благодаря огромной экономичности SCR-технологии этот продукт обрел большую популярность у автомобильных компаний во всем мире.
Но для нашей страны данный продукт считается не самым подходящим, так как у мочевины имеются определенные минусы:
- Нужна дозаправка дополнительной жидкостью АдБлю, а ее в России приобрести можно далеко не везде, да и качество ее не всегда соответствует требованиям. При этом расход АдБлю равен 5-7% от топливного расхода;
- Данный продукт замерзает при температуре -11°С, поэтому его трудно использовать в условиях российской зимы;
- Плохой запах из выхлопной системы;
- При нагреве бачка с АдБлю появляются аммиачные пары, раздражающие глаза, кожу и слизистые;
- Токсичность АдБлю, ее способность приводить к химическим ожогам при воздействии на кожу;
- На отечественном рынке слишком много подделок, потому высока вероятность поломки системы.
- В конце концов — это лишние и немалые издержки
Высокий профессионализм и непревзойденное качество исполнения работ, проводимых нашими специалистами, подтверждено клиентами фирмы. В интернете, Вы конечно сможете ознакомиться с рекомендациями по отключению системы SCR, но помните, что не во всех случаях с этой задачей можно справиться самостоятельно. Замена датчиков и перепрошивка FFR не всегда являются лучшими способами, так как подходят лишь некоторым маркам автомобилей (Scania, Iveco). Также самостоятельные манипуляции могут причинить вред вашему «железному другу».
Человек в процессе своего развития постоянно загрязняет окружающую среду. И если раньше об этом практически не задумывались, то с увеличением количества вредных выбросов пришлось волей-неволей вводить определенные ограничения
Особенно это касается цивилизованных стран, где этому вопросу уделяют повышенное внимание
В первую очередь обратили внимание на легковые автомобили на бензине. Результатом работы специалистов стало появление в выхлопных системах специальных нейтрализаторов, помогающих очистить выхлопные газы от вредных примесей
При этом изменения были произведены малой кровью – не пришлось менять конструкцию двигателя.
К сожалению, решить проблему в дизельных двигателях намного сложнее. Помимо прочих компонентов, выхлопные газы дизелей содержат сажу – очень вредный компонент, способный, согласно исследованиям ученых, вызывать рак у живых организмов.
Быть или не быть?
Неудивительно, что владельцы новой техники стали искать способы обхода. По словам представителя Renault Trucks, водители пытаются отключить систему ввиду незнания особенностей эксплуатации или «мнимой» экономии.
Тем не менее несколько лет назад самым распространённым способом избавиться от необходимости заливать AdBlue была установка резистора, который имитировал замерзание реагента. Двигатель не терял мощности, зато подогреватель работал, словно в Антарктиде, хотя на улице могли быть и все +35 °С. Сейчас эта уловка почти не встречается, так как автоконструкторы усовершенствовали SCR.
Вместо этого, в основном китайские умельцы, разработали эмуляторы. С их помощью бортовой компьютер транспортного средства получает сигналы о стабильно работающей системе каталитической нейтрализации. Правда, сейчас от китайских поделок стали отказываться, переключившись на европейские.
Наибольшей популярностью пользуется перепрограммирование ЭБУ, так называемый «чип-тюнинг». В большинстве случаев, если этим занимаются квалифицированные специалисты, машина будет спокойно работать без необходимости заливать AdBlue.
О чём это говорит? Ну как минимум обязательный для владельцев грузового и пассажирского транспорта техосмотр официально уже не пройти. Придётся либо каждый раз вкладываться в приведение транспортного средства к положенным нормативам, перечёркивая экономию на реагенте, либо же искать обходные пути получения диагностической карты. Как говорит Александр Зоря, после «чип-тюнинга» возможны и отклонения в работе двигателя, что опять же влечёт лишние расходы.
Фото: ru.wikipedia.org
К слову, отключением SCR заняты не только российские водители. В 2020 году в Германии при проверке 13 000 седельных тягачей, занятых на перевозке грузов, выявили свыше 300 машин с отключённой фильтрацией выхлопа.Как выяснилось, в большинстве случаев владельцы воспользовались легально продаваемыми каталитическими конвертерами. Причём при их применении техника легко проходила проверки на соответствие экологическим нормам
Подготовил: Артём Щетников