Шатунно-поршневая группа моторов ЯМЗ-536
Схема установки поршневых колец ЯМЗ-536
Поршни цельнолитые, выполнены 3 проточки под кольца. Для установки верхнего кольца предусмотрена чугунная жаропрочная вставка. Для охлаждения поршня в головке предусмотрена система циркуляции масла.
Масло из магистрали подают стационарные форсунки. Впрыски цикличны, происходят при каждом возврате. Подача и отвод охладителя идёт по 2 вертикальным каналам. Сменные кольца разрезные, изготовлены из чугуна.
Шатун изготовлен из стали, выполнен в форме двутавра. Несущая способность увеличена за счёт ступенчатого исполнения верхней головки. Тонкостенные вкладыши коренных подшипников сменные, с нанесением антифрикционного слоя бронзы на металлическое основание.
Анализ технических характеристики ЯМЗ-536
Вкладыши ЯМЗ, шатунные и коренные — разъемные верхние и нижние регулировка зазоров клапанов ямз 536 взаимозаменяемывыполнены из стали с рабочим слоем бронзовым напылением. Маховик ЯМЗ регулировка зазоров клапанов ямз 536 из серого чугуна, динамически сбалансирован, крепится болтовым соединением к хвостовику коленвала. Сверху на маховик напрессован зубчатый венец обод для вращения стартером. Гаситель крутильных колебаний ЯМЗ крепится к передней части коленчатого вала, это точное изделие жидкостного типа, чувствительное к механическим повреждениям.
Необходимо проверять гаситель крутильных колебаний на наличие сколов и выбоин, так как они зачастую служат причиной неисправности, что в свою очередь может привести к поломке коленвала. При сохранности срок службы гасителя приравнивается к сроку эксплуатации двигателя. Поршень ЯМЗ цельнолитой, наружная поверхность выполнена соосно с центральной камерой сгорания, с тремя посадочными проточками под поршневые кольца и «неризистовой» вставкой из жаропрочного чугуна под верхнее компрессионное кольцо.
Имеет два масляных канала, в зоне подводящего на юбке выточка под форсунку. Поршневые кольца ЯМЗ чугунные, верхнее первое и второе — компрессионные сечение и покрытие отличаютсятретье — маслосъемное с витым расширителем. Поршневой палец ЯМЗ плавающего типа со стопорными кольцами ограничивают осевое смещениеустанавливается в поршень. Изготовлен из стали с цементированием, пустотелый. Шатун ЯМЗ из стали, нижняя головка разъемная, сечение двутавровое, у верхней головки усиление.
Крышки нижней головки не взаимозаменяемы и изготавливаются под конкретный шатун, бронзовая втулка поршневого пальца — запрессованная с дальнейшей доработкой. По массе шатуны разбиты на три группы: А, В и С, на один двигатель допускается установка только одной группы шатунов. Форсунка охлаждения поршня ЯМЗ конструктивно проста: корпус с припаянными трубкой подачи масла и кронштейном. Шестеренный привод служит для работы всех агрегатов ЯМЗ, расположенных в задней части двигателя. Проверить работу двигателя.
Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его регулировка зазоров клапанов ямз 536 пыли и грязи, устранив возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости.
Заполнить топливный бак топливом, не ожидая его охлаждения во избежание конденсации паров воды.
Проверить появление воды, примесей в водосборном отстойнике фильтра грубой очистки топлива и при наличии слить. Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его регулировка зазоров клапанов ямз 536 пыли и грязи.
Заменить сменный фильтр грубой очистки топлива, предварительно слить воду из водосборного отстойника. Подтянуть, при необходимости, резьбовые соединения, устранив возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости 7. Проверить состояние и натяжение приводных ремней. Проверить и, при необходимости, отрегулировать тепловые зазоры между траверсой и коромыслом в приводе регулировка зазоров клапанов ямз 536 механизма газораспределения. Подтянуть, при необходимости, резьбовые соединения, регулировка зазоров клапанов ямз 536 возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости.
Заменить топливо на соответствующие предстоящему сезону, при этом топливный бак рекомендуется ополоснуть чистым топливом. Если в двигатель залито всесезонное моторное масло, а сезонное техническое обслуживание не совпадает со сроком его смены, масло в этом случае замене не подлежит. При переходе на зимнюю эксплуатацию в случае использования в качестве охлаждающей жидкости воды промыть систему охлаждения.
Заменить ремни привода генератора и вентилятора. Заменить охлаждающую жидкость в системе охлаждения см. Контроль осуществлять не ранее, чем через 15 минут после остановки двигателя, установив автомобиль на ровной горизонтальной площадке. Уровень масла должен находиться между верхней «В» и нижней «Н» метками. Если уровень масла находится близко к нижней метке, необходимо долить до верхней метки масло той же марки.
Не доливать масло выше верхней метки. Излишки масла следует слить или откачать из картера. Для слива масла отвернуть пробку сливного отверстия на масляном картере, после слива пробку завернуть.
Зазоры клапанов ЯМЗ 238
Регулировка клапанов на ЯМЗ 238 предполагает установку зазоров в пределах 0,25-0,3 мм. Впускные и выпускные клапана имеют одинаковый зазор. Если устанавливается щуп 0,25 мм, он должен входить между коромыслом и шейкой клапана без особого усилия, свободно. Если устанавливаете щуп 0,3 мм. он должен входить с усилием, но не так что бы совсем не лезть между клапаном и коромыслом.
После того как клапана отрегулированы. Желательно завести двигатель с открытыми клапанными крышками. Это нужно для того что бы проверить тот ремонт который был сделан до регулировки клапанов. Проверить необходимо топливные трубки на возможность утечки топлива. В случае утечки топливо будет попадать в картер двигателя. Да и просто так лишний раз проверить это не мешает.
Регулировка клапанов ЯМЗ
Втулка клапана направляющая ЯМЗ
Механизм привода клапанного механизма должен иметь зазоры для обеспечения герметичности посадки клапанов на их седла и компенсации теплового расширения деталей механизма привода клапанов при работе двигателя.
Величину зазора нужно регулировать правильно и с необходимой точностью, так как при слишком больших зазорах происходит нарушение фаз газораспределения из-за недостаточного открытия клапанов, ухудшается наполнение и очистка цилиндров, возрастают ударные нагрузки и износ деталей механизма газораспределения.
При очень малых зазорах в результате нагрева или износа рабочих фасок клапанов и их седел не обеспечивается герметичность камеры сгорания из-за неплотного закрытия клапанов, двигатель теряет компрессию, перегревается и не развивает полной мощности. Кроме того, неполное закрытие клапанов неизбежно приведет к прогару рабочих фасок из-за прорыва горячих газов.
Величина зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25-0,30 мм. Если после регулировки несколько раз провернуть коленчатый вал двигателя, то из-за возможного биения сопрягаемых деталей механизма привода клапанов величина зазоров может несколько измениться, но и в этом случае она должна укладываться в пределы 0,20-0,35 мм.
В процессе эксплуатации двигателя допускается увеличение зазоров в клапанном механизме до 0,4 мм.
Зазоры необходимо регулировать на холодном двигателе или не ранее чем через 15 минут после его остановки.
Регулировку зазоров в клапанном механизме необходимо производить в указанной ниже последовательности. 1. Выключить подачу топлива скобой регулятора. 2. Отвернуть гайки-барашки крепления крышек головок цилиндров и снять обе крышки. 3. Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления осей коромысел; момент затяжки должен быть в пределах 12-15 кГм. 4. Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) ломиком, вставленным в отверстие в маховике, или ключом 32 мм за болт крепления шкива коленчатого вала и внимательно наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью закроется, после чего провернуть коленчатый вал по ходу вращения еще на 1/4 оборота
Дополнительно провернуть вал очень важно, так как после этого толкатель полностью переместится на цилиндрическую часть профиля кулачка. В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия и оба клапана этого цилиндра закрыты
5. С помощью щупа проверить зазоры между коромыслами и торцами стержней впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, если необходимо, отрегулировать их в пределах 0,25-0,30 мм. 6. Для регулировки зазоров необходимо: а) ослабить контргайку регулировочного винта на коромысле клапана, придерживая регулировочный винт отверткой; б) вставить в зазор щуп толщиной 0,25 мм и, вращая регулировочный винт отверткой, установить требуемый зазор; в) придерживая винт отверткой, затянуть контргайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, щуп толщиной 0,30 мм — с усилием. 7. Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра нужно проворачивать коленчатый вал в направлении вращения до момента полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра, после чего дополнительно провернуть вал еще на 1/4-1/3 оборота. 8. После регулировки зазоров пустить двигатель и при появлении стука клапанов остановить его и вновь проверить зазоры. 9. Поставить и закрепить крышки головок цилиндров и проверить состояние их прокладок. В местах прилегания крышек к головкам цилиндров масло не должно подтекать.
Технические параметры двигателя
Кроме указанных выше качеств распространению мотора способствуют технические показатели, достигаемые за счет конструкции. Технические характеристики ЯМЗ-536 в базовом исполнении следующие:
- тип – дизельный;
- рабочий процесс – четырехтактный;
- исполнение – с турбонаддувом;
- объем – 6,7 л;
- расположение цилиндров – рядное (L);
- количество цилиндров – 6;
- мощность – 312,0 л. с.;
- охлаждение – жидкостное;
- степень сжатия – 17,5;
- число оборотов – 2300 об/мин;
- диаметр цилиндра (ход поршня) – 10,5 (12,8) см;
- размеры; длина – 1,30 м; ширина – 0,76 м; высота – 0,97 м;
- масса – 0,64 т;
- вариант смесеобразования – непосредственный впрыск;
- расход топлива – 165 г/л. с. ч.;
- ресурс до капремонта – 1000000 км.
1 Особенности модельного ряда двигателей ЯМЗ
Выпуск двигателей производится в V-образном (V6, V8, V12), а также рядном L-образном (L-4, L-6) исполнении. Сегодня насчитывается 12 семейств дизельных двигателей и более 250 их модификаций.
Объем дизеля колеблется в пределах 11-26 литров. Мощность составляет 150-800 л.с. Процесс по сборке моторов осуществляется на одном предприятии, благодаря чему контроль качества производится на каждом этапе. Рассмотрим некоторые наиболее популярные типы двигателей ЯМЗ.
Двигатель ЯМЗ-238ДЕ2 V8 с турбонаддувом
1.1 ЯАЗ – 206 и ЯАЗ – 204
ЯАЗ — 206 – шестицилиндровый двухтактный двигатель, который производился на Ярославском Автомобильном (в 1958г переименован в Моторный) Заводе до 80-х годов прошлого века. Использовался для грузовых автомобилей типа МАЗ-200, ЯАЗ-200, МАЗ-205, ЯАЗ-205, МАЗ-502, МАЗ-501.
Технические характеристики ЯАЗ-206:
ЯАЗ-204 – четырехцилиндровый двухтактный двигатель, является модификацией шестицилиндрового двигателя ЯАЗ-206. Используется для грузовых автомобилей, катеров, дизельных электростанций, компрессорных станций.
Технические характеристики ЯАЗ-204:
1.2 ЯМЗ-780
Объем двигателя составляет чуть больше 12 литров. Мощность – от 400 до 700 л. с. (в перспективе – до 1000). Спектр гусеничных платформ, на которых может применяться этот тип двигателя, очень широк. В перспективе ЯМЗ-780 может перекрыть производство всех V-образных моторов, которые до сих пор не имели альтернативы в плане мощности.
ЯМЗ-642 – шестицилиндровый двигатель. Его технические характеристики:
Двигатель ЯМЗ КАЗ 642
1.5 Уральский региональный центр ЯМЗ
УРЦ ЯМЗ реализует моторы, а также запчасти к ним для грузовиков Урал, Камаз, Краз, Белаз, Маз, Зил, автобусов, а также спецтехники – тракторов, погрузчиков, грейдеров.
Филиалы компании находятся в городах Новый Уренгой, Златоуст, Челябинск, Екатеринбург, Курган. Квалифицированные сотрудники УРЦ ЯМЗ, а также наличие большого ассортимента запасных частей, обеспечат бесперебойную работу вашей автомобильной техники.
Основные запасные части двигателя ЯМЗ-536
Каталог наиболее востребованных запчастей для двигателей ЯМЗ-536, с описанием устройства и принципов работы.
Корпусные детали ЯМЗ-536
Корпусные запчасти служат каркасом двигателя ЯМЗ-536, вместе обеспечивают жесткость конструкции. Блок цилиндров ЯМЗ-536- базовая деталь двигателя ЯМЗ, отлит из серого чугуна, с замкнутым силовым поясом водяной рубашки, вокруг каждого из шести отверстий под гильзу цилиндра и силовых полостей в районе коренных опор коленвала.
В левой верхней части блока цилиндров имеется расточка под распределительный вал, над тоннелем распредвала двенадцать вертикальных шахт для штанг толкателя. Шесть гильз цилиндра ЯМЗ-536 из фтористого чугуна, за счет чистоты обработки (для плотного вхождения верхнего бурта) и уплотнительных колец (в нижнем посадочном поясе), дополнительно увеличивают жесткость.
Головка блока общая на все цилиндры ЯМЗ-536, со сложной полостью охлаждения (совмещается с блоком болтовыми соединениями) и впускного воздушного коллектора. В ГБЦ размещены направляющие втулки, седла, траверсы, стойки и коромысла клапанов, клапаны с пружинами.
Корпус шестерен ЯМЗ-536 находится в задней части блока цилиндров, вместе с картером маховика создает пространство под размещение шестерен приводов агрегатов и масляного насоса, так же служит для крепления ТНВД и компрессора пневмотормозов. Картер маховика ЯМЗ-536 замыкает заднюю плоскость блока цилиндров и отделяет его от маховика, имеет расточку под фланец стартера, размерность под SAE 1.
Передняя крышка блока цилиндров ЯМЗ-536 создает уплотнение носка коленвала (через манжету).
Коленчатый вал
Коленчатый вал ЯМЗ-536 кованый стальной, представляет единое целое с противовесами, шейки закалены методом ТВЧ, динамически сбалансирован. В передней части имеет выступ для крепления гасителя крутильных колебаний и фланца отбора мощности, на хвостовике выступ для установки шестерни коленвала ЯМЗ-536 и крепления маховика. Шестерня коленчатого вала приводит в действие шестерню распредвала (сборка производится по меткам на зубьях) и шестерню масляного насоса (через промежуточную шестерню). Вкладыши ЯМЗ-536, шатунные и коренные — разъемные (верхние и нижние не взаимозаменяемы), выполнены из стали с рабочим слоем (бронзовым напылением).
536.1005010 Вал коленчатый |
5340.1005030 Шестерня коленчатого вала |
536.1000102 Комплект вкладышей коренных |
536.1000104 Комплект вкладышей шатунных |
5340.1004058 Вкладыш шатунный верхний |
5340.1004059 Вкладыш шатунный нижний |
5340.1005170 Вкладыш коренной |
5340.1005171 Вкладыш коренной |
Маховик
Маховик ЯМЗ-536 изготовлен из серого чугуна, динамически сбалансирован, крепится болтовым соединением к хвостовику коленвала. Сверху на маховик напрессован зубчатый венец (обод) для вращения стартером.
536.1005118 Маховик |
536.1005125 Обод маховика зубчатый |
Гаситель крутильных колебаний
Гаситель крутильных колебаний ЯМЗ-536 крепится к передней части коленчатого вала, это точное изделие жидкостного типа, чувствительное к механическим повреждениям. Необходимо проверять гаситель крутильных колебаний на наличие сколов и выбоин, так как они зачастую служат причиной неисправности, что в свою очередь может привести к поломке коленвала. При сохранности срок службы гасителя приравнивается к сроку эксплуатации двигателя.
Технические характеристики двигателя ЯМЗ 536 и его модификаций
Модель, комплектация | ЯМЗ-536 (базовая) | ЯМЗ-536-10 | ЯМЗ-536-30 | ЯМЗ-536-40 | ЯМЗ-5361 |
Число и расположение цилиндров | L6 (рядное) | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 105 | ||||
Ход поршня, мм | 128 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 6,65 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 229 (312) | 198,5 (270) | |||
Частота вращения, об/мин | 2300 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1226 (125) | 1166 (119) | |||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1300–1600 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 194,5 (143) | ||||
Масса, кг | 640 | 635 | 640 | ||
Ресурс, тыс. км | 1000 | ||||
Применяемость | Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи МАЗ (семейство В5) 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 массой до 36 т, автопоезда до 44 т, в т.ч. МАЗ-6501В5 | Автомобили «Урал» 6×4 массой до 38 т, автопоезда до 44 т; в т.ч. «Урал-63705» | Автомобили КрАЗ массой до 30 т, в т.ч. КрАЗ-Н12.0 | Сочлененные городские автобусы массой до 28 т ЛиАЗ-6512, -6213; пригородные автобусы массой до 16 т ЛиАЗ-5256 | Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи МАЗ (семейство В5) 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6 массой до 30 т, автопоезда до 36 т |
Модель, комплектация | ЯМЗ-5362 | ЯМЗ-5362-10 | ЯМЗ-5363 | ЯМЗ-5364 | ЯМЗ-5364-10 |
Число и расположение цилиндров | L6 (рядное) | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 105 | ||||
Ход поршня, мм | 128 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 6,65 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 176,5 (240) | 210 (285) | |||
Частота вращения, об/мин | 2300 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 900 (92) | 1049 (107) | 1130 (115) | ||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1300–1600 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 193 (142) | 194,5 (143) | |||
Масса, кг | 630 | 640 | |||
Ресурс, тыс. км | 900 | 1000 | 800 | 1000 | |
Применяемость | Городские и пригородные автобусы массой до 18 т ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-5296; ЛиАЗ-5293 | Грузовые автомобили «Урал» 4×4, 6×6 массой до 26 т, автопоезда до 32 т | Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, лесовозные тягачи МАЗ (семейство В5) 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6 массой до 26 т, автопоезда до 32 т | Автобусы ЛиАЗ | Грузовые автомобили «Урал» 6×6 массой до 30 т, автопоезда до 36 т |
Модель, комплектация(Правила №96-02) | ЯМЗ-53602-10 | ЯМЗ-53622-10 | ЯМЗ-53642-10 |
Число и расположение цилиндров | L6 (рядное) | ||
Диаметр цилиндра, мм | 105 | ||
Ход поршня, мм | 128 | ||
Рабочий объем цилиндров, л | 6,65 | ||
Мощность, кВт (л.с.) | 229 (312) | 176,5 (240) | 210 (285) |
Частота вращения, об/мин | 2300 | ||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1226 (125) | 900 (92) | 1130 (115) |
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1300-1600 | ||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 190 (140) | ||
Масса, кг | 620 | ||
Ресурс, тыс. км | 600 | ||
Применяемость | Автомобили «Урал» повышенной проходимости 4×4, 6×6 массой до 38 т, автопоезда до 44 т, в т.ч. Урал-32552; 6×6 Урал-4320-78, Урал-44202-70, Урал-55571 | Автомобили «Урал» повышенной проходимости 4×4, 6×6 массой до 26 т, автопоезда до 32 т | Автомобили «Урал» повышенной проходимости 6×6 массой до 30 т, автопоезда до 36 т |
Охлаждение мотора ЯМЗ-536
Циркуляционная жидкостная система охлаждения состоит из помпы, теплообменника, водяного радиатора, вентилятора, рециркулятора отработанных газов, воздушного охладителя наддувочного воздуха. Центробежный насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости.
Усиление подачи сжатого воздуха в камеры сгорания двигателя обеспечивает турбокомпрессор. Наддув рабочих полостей обеспечивается за счёт энергии газов выхлопа. Обогащение горючей смеси обилием воздуха стабилизирует параметры энергоотдачи.
Наддув обеспечивает полноту сгорания рабочей смеси в цилиндрах. Эффективность работы турбокомпрессора сказывается на повышении мощности силового агрегата за счёт впрыска большей порции топлива.
Двигатели ЯМЗ 530
Дизельные двигатели ЯМЗ 530-серии оборудованы турбокомпрессорами, оснащёнными радиальной центростремительной турбиной вкупе с центробежным компрессором и перепускным клапаном.
Воздушная смесь наддува турбокомпрессором мотора ЯМЗ-536 требует охлаждения со 1600С до максимума в 50–600С. Увеличивается плотность подачи, оптимизируется тепловая напряжённость. Полнота сгорания топлива взаимосвязана с качеством потока выхлопных газов.
Рециркуляция отработанных газов основывается на теплоёмкости выхлопных газов. Пятая часть выхлопа возвращается в цилиндр и отнимает температуру вспышки топлива. Процесс подачи и объём газа контролируется микропроцессорным блоком управления посредством пневмоэлектрического привода.
Развитие производства дизелей
В первое время после создания моторный завод продолжил выпуск двухтактных двигателей моделей 204 и 206. Одновременно с этим шла разработка новых перспективных дизельных агрегатов. Результатом такой работы стала серия двигателей ЯМЗ-236, 238, 240.
Новые моторы на начало выпуска считались современными и обладали высокими техническими характеристиками, которые обеспечили широкое применение указанным агрегатам. Они устанавливались на грузовики МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, на бульдозеры, трактора, военную и строительную технику.
Главной особенностью указанных моторов считалось возрастание мощности за счет увеличения количества цилиндров. При этом существовала значительная унификация двигателей, обеспечивающая высокую ремонтопригодность указанных силовых агрегатов. В настоящее время после большого количества модернизаций предприятие продолжает выпуск данных двигателей практически в трехстах вариантах комплектации.
В начале семидесятых годов на предприятии было разработано и выпускалось семейство сверхмощных двигателей серии ЯМЗ-840 для автомобилей БЕЛАЗ, МоАЗ и спецтехники. В дальнейшем производство этих моторов было передано на Тутаевский завод.
Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
Тепловые зазоры в клапанном механизме необходимы для герметичной посадки клапана на седло при тепловом расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя.
При больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки (появляется стук клапанов) и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма.
При малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя. Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогоранию.
Регулировку тепловых зазоров в клапанном механизме проводить на холодном двигателе или не ранее, чем через один час после его остановки в соответствии с порядком работы цилиндров 1-3-4-2. Нумерация цилиндров начинается от вентилятора.
Величины зазоров между чашкой коромысла и торцом траверсы клапанов должны быть:
для впускных клапанов: 0,30 – 0,40 мм, для выпускных клапанов: 0,40 – 0,50 мм.
Проверку и регулировку зазоров проводить в следующей последовательности:
- Приготовить сумку с инструментом водителя и приспособлениями.
- Отсоединить от крышки головки цилиндров рукав отвода картерных газов
- Отвернуть болты крепления крышки головки цилиндров.
- Снять крышку головки цилиндров.
- Вынуть пробку 1, расположенную на торце картера маховика 2 с левой стороны двигателя под компрессором пневмотормозов.
Пробки на картере маховика.
1 – пробка; 2 – картер маховика; 3 – пробка.
- Установить шестерню проворота коленчатого вала в отверстие до упора, чтобы она вошла в зацепление с зубьями венца маховика.
- Установить поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) на такте сжатия, вращая коленчатый вал шестерней проворота по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) одним из приведенных ниже способов:
Регулировка клапанного механизма.
1 – коромысло; 2 – регулировочный винт коромысла; 3 – контргайка; 4 – траверса; 5 – чашка коромысла.
При правильно установленных зазорах щуп толщиной, соответствующей нижнему пределу зазора, должен проходить свободно, а щуп толщиной по верхнему пределу с усилием.
При последующей прокрутке коленчатого вала, из-за возможного биения поверхностей сопрягаемых деталей механизма привода клапанов, допускается изменение зазора до 0,05 мм от заданных предельных значений.
Вывод
Двигатель ЯМЗ 650 — это легенда отечественного производства дизельных моторов. Так, существует много модификаций этого силового агрегата. Применяемость моторов Ярославского моторного завода достаточно широкая. Он получил известность, как надежный и недорогой силовой агрегат, не только на территории СНГ, но и в Китае.
Ярославский Моторный Завод производит двигатели ЯМЗ для разных видов техники. Ими оборудуют грузовые автомобили, автобусы, многие виды тракторов и другой сельскохозяйственной техники. Также двигатели ЯМЗ используются для работы дизельных электростанций.
Благодаря высоким эксплуатационным характеристикам и широкому полю применения, дизели Ярославского Завода пользуются большим спросом.